Проблема формирования основ культуры здоровья детей дошкольного возраста весьма актуальна, т.к. общество и государство предъявляют системе образования социальный заказ на здоровую личность.
Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети зачастую выбирают партнёром компьютер и телевизор, которые, безусловно, расширяют запас знаний ребёнка разнообразной информацией, оказывают позитивное влияние на развитие некоторых интеллектуальных навыков. Однако, что при неограниченном времени просмотра телепередач, ребёнок привыкает воспринимать информацию через видеоряд, что ведет к стойкой пассивной позиции при общении, игровое взаимодействие с компьютером уводит ребёнка в виртуальную реальность. А это губительно сказывается на общем уровне развития детей, затрагивает всю природу ребёнка, его способность общаться, двигательные навыки, социальную адаптацию в среде сверстников, негативно влияет на познавательную сферу.
К сожалению, мы вынуждены сегодня констатировать тот факт, что современные семьи не всегда ведут здоровый образ жизни, нет сознательного отношения к своему здоровью, не задумываются о том, что здоровье ребенка – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, природных способностей. У здорового ребенка быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые к нему требования. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура должна стать образом жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. И по нынешним временам это просто необходимость.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников основ культуры здоровья играет семья ребёнка и система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и семьёй, нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Для этого в детском саду № 7 «Семицветик» г. Белгорода был разработан и внедрен в работу проект «Физкультура, спорт, игра со здоровьем навсегда!», который реализуется в рамках муниципального проекта
«Формирование модели здоровьесбережения участников образовательных отношений в муниципальном ДОУ».
Педагоги МБДОУ уверены, что лишь при условии совместной целенаправленной деятельности педагогов и родителей может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Помимо традиционных форм физкультурно - оздоровительной работы (организация двигательной активности, оздоровление фитонцидами (лук, чеснок), закаливание и др.), значимыми в реализации проекта, стали следующие мероприятия:
* утренняя гимнастика на спортивной площадке детского сада (совместно дети – родители – педагоги);
* утренняя гимнастика совместно с приглашенной «звездой» на спортивной площадке 1 раз в месяц;
* разучивание и проведение игр с элементами спорта на спортивной площадке МБДОУ (совместно дети-педагоги-родители);
* спортивные праздники и развлечения на спортивной площадке детского сада (совместно дети-педагоги-родители);
* мастер-классы и показательные выступления приглашенных спортсменов (на основе взаимодействия с социальными институтами города);
* заседания Семейного клуба «За здоровьем всей семьёй», направленные на формирование здорового образа жизни;
* занятия клуба ритмической гимнастики для сотрудников детского сада «Делай как я!».
Чтобы заинтересовать детей, повысить мотивацию к занятиям спортом и активизировать двигательную деятельность, педагогами совместно с родителями было создано спортивно – образовательное пространство, предметно - развивающая среда групп пополнена универсальным, многофункциональным, а главное необычным и ярким нетрадиционным оборудованием. Итогом стал смотр-конкурс «Лучший центр физкультуры и спорта группы».
На занятиях по формированию культуры здорового образа жизни с детьми решаются педагогические ситуации, которые дают возможность ребятам в естественной для них игровой среде сформировать правильный стереотип поведения в сложившейся сложной ситуации. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации дома, общественном месте, на улице, поэтому, педагоги формируют такие понятия как «опасность» и «безопасность», вырабатывают у детей стереотип поведения, который способствует сохранению и укреплению своего здоровья.
В рамках проекта на спортивной площадке детского сада с воспитанниками проводятся занятия по программе Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье!» с элементами спортивных игр, на которых обогащается двигательный опыт детей, прививается интерес и любовь к подвижным и спортивным играм, которые являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания.
Чтобы сделать союзниками родителей наших воспитанников, педагогами организован целый цикл совместных мероприятий, самыми яркими их которых стали «Малые Олимпийские игры», спортивные праздники «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!», «Юные спортсмены».
Доказано, что двигательная активность детей с возрастом резко снижается. Чем старше ребенок, тем дольше он сидит в детском саду, в школе, дома за приготовлением уроков, у телевизора. Это ведет к увеличению массы тела, дети становятся вялыми, у них снижается потребность в двигательной активности. Обучение, в школе, по новым программам увеличивает психическую нагрузку, заставляет мыслить интенсивнее, с большей затратой нервной энергии. Умственную нагрузку можно уравновесить лишь нагрузкой физической. Значит, родителям и педагогам необходимо рационально строить режим его дня, чередовать занятия с активным отдыхом. Игры, лыжные прогулки, катание на коньках и санках, бег, езда на велосипеде – все это жизненно необходимо ребятам.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья держится на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья. От родителей во многом зависит, вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными или преждевременно разрушат свое здоровье.
Детский сад и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Предлагаем ряд подвижных игр, в которые мы можете поиграть со своим ребенком дом и на улице.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Овощи
Как-то вечером на грядке Репа, свёкла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами.
Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять. Останавливаются, крутят водящего.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать. Разбегаются, приседают, водящий ищет.
Аэродром
В разных концах площадки воспитатель кладёт обручи разного цвета. Играющие располагаются внутри них. По сигналу они «заводят моторы»
(крутят руками, согнутыми в локтях, перед собой и произносят звук «р-р-р»). Затем все разбегаются по площадке, изображают самолёты. На другой сигнал: «Самолёты на посадку!» – каждый должен не только найти обруч своего цвета, но и не столкнуться с другими участниками. Побеждают игроки команды, построившие правильный круг, не задевшие другие «самолёты» и не перепутавшие место расположения своего обруча.
Пингвины
Играющие образуют круг. У каждого в руках по одному малому мячу. По сигналу воспитателя дети зажимают мяч между щиколоток и шагают без помощи рук (дистанция между детьми должна быть не менее 0,5 м, чтобы они не мешали друг другу). Вначале выполняются шаги в одну сторону, затем остановка, поворот, и задание повторяется.
Кенгуру
Участники строятся в 2–3 колонны. По команде зажимают мяч между колен и прыгают на двух ногах вперёд по линии, соблюдая дистанцию. Вначале выполняются прыжки в одну сторону, затем обратно.
Лошадки
Дети распределяются в пары по желанию: один – «лошадка», другой – «кучер», который «запрягает» «лошадку» и едет по площадке от одной стороны до другой и обратно. «Лошадка» стоит впереди и держит в правой и левой руке по одной гимнастической палке. «Кучер» стоит на рас-стоянии сзади и держит гимнастические палки за другие концы. По команде «лошадка» начинает скакать, высоко поднимая колени, «кучер» бежит за ней. Затем по предложению инструктора дети меняются местами, и игра повторяется.
ИГРЫ С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Зайцы и волк
«Зайцы» стоят за линией. В стороне прячется «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, резвятся под звуки бубна. По сигналу инструктора: «Волк идёт!» – «зайцы» возвращаются за линию. Стараются дышать очень тихо (сдерживать дыхание), «чтобы Волк не услышал». В игре можно использовать текст:
Скачут зайцы: скок, скок, скок
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают:
Не идёт ли волк?
Удочка
Играющие стоят по кругу. В центре – инструктор. Он держит в руках верёвку, к концу которой привязан мешочек с песком. Инструктор вращает верёвку с мешочком по кругу над самым полом, а дети подпрыгивают на 2 ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком 2–3 круга, инструктор делает паузу, чтобы дети присели и задержали дыхание.
СЧИТАЛКИ ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
1. Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, соловей,
Три сороки, воробей.
2. Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы,
И водящим будешь ты!
3. Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила!
4. Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, – отвечай?
5. Скачет шустрый воробей.
Воробышек – пташка,
Серая рубашка,
Откликайся воробей,
Вылетай-ка, не робей!
6. Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы,
Мы – играем, водишь – ты!
7. Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Белых – пять и чёрных – пять,
А всего десяток.
8. Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.