«Только тот, кто любит, ценит и уважает, накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, это место, где ты родился. За что мы любим еѐ? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Чувство гордости переполняет белгородца, когда он посещает чистые улицы, нарядные дома, ухоженные школы и детские сады, непохожие на другие музеи, самобытные промыслы. С каждым годом хорошеет наш родной Белгород. Жизнь земляков становится разнообразней и интересней. Украшают город уютные площади, скверы и фонтаны. В силу сказанного роль воспитателя в патриотическом воспитании дошкольников, а значит и в становлении будущего страны и края трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками, речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить формы работы с детьми.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Рассказанные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, можно разделить весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Страна, её столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества», используя их во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, игровой), учитывая возможности детей, их интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы я приурочила к конкретным событиям и праздникам, например, в августе (перед празднованием Дня города) - знакомство с родным городом, в котором мы живём, в феврале (перед Днём защитника Отечества) - развлечение «Будущие защитники», перед Днём защиты детей - спортивный праздник.
Разучивая русские народные песни, частушки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, можно заметить, что у детей снижается агрессивность, у них пробуждается чувство симпатии, создаётся положительная эмоциональная атмосфера. Читая детям народные пословицы и поговорки: «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой», «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», «Поспешишь - людей насмешишь», нужно объяснить детям, что народ остро подмечал различные жизненные позиции и высмеивал человеческие недостатки, но всегда восхвалял положительные качества. Знакомя детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, нужно дать детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые. Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость, чувство товарищества. На занятиях кружка «Горенка» мы делаем тряпичные русские куклы, история которых имеет многовековую историю. Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Используемая литература:
1. Князева О. Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998.
2. Пименова И.К. , Россоха И.Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 1998.
3. Забылин М.Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005
4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003