. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей. Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком.
Организуя образовательную деятельность детей, мы развиваем у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Важно отметить, что мы стремимся:
1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Мы создаём проблемные ситуации к деятельности «Почему так происходит?», « Можно ли найти другое решение?», «Чтобы было если...?» , используем «письма- схемы», «зашифрованные записи», « посылки из космоса», которые становятся частью НОД (занятия), проекта,
наблюдения, экскурсии и предоставляем детям выбор нескольких видов деятельности («Уголок желаний»). Мы поддерживаем демократический стиль общения с детьми, советуемся с ними, беседуем по душам на разные темы. Наши дети доверяют взрослым и с удовольствием вместе с ними играют и общаются.
2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса мы организуем образовательную деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде( созданы центры художественно-творческой и познавательно- исследовательской деятельности)
3. Чтобы стимулировать детей к успеху ( активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам) стимулируем, поощряем, отмечаем с помощью экранов добрых дел, отмечаем в портфолио, благодарим родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.
4. Мы тщательно продумывает содержание развивающей среды, постоянно обновляем предметно-пространственную развивающую игровую и наглядную среду группы в зависимости от темы образовательной деятельности (оборудован уголок «Школьник», мини-библиотека , имеется магнитная доска, подбор иллюстрационного и демонстрационного материала , наборы сюжетных картин по теме «школа», сюжетно- ролевые игры « Школа», « Школьный базар», дидактические развивающие игры, цифры и буквы). При планировании мы предусматриваем виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.
От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности. В группе имеется уголок для отдыха и общения детей друг с другом и взрослыми, с набором фотоматериалов «Моя семья», « Мои родители-ученики».
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Мы постепенно овладеваем современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, деятельностные технологии, ИКТ-технологии, а также здоровьесберегающие технологии, потому, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым.
Мы понимаем, что задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка.
Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС ДО и ФГОС НОО. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки — это сложные задачи дошкольного образования, которые требуют профессионального и творческого подхода педагогов детского сада. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка. Для этого мы создаем психолого- педагогические условия, обеспечивающие сохранность самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Мы понимаем, что ребенок сам создает свою личность, а мы помогаем ему обнаружить в себе и развить то, что ему присуще. Именно поэтому мы поставили перед собой цель - создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Реализуем проект в группе «Скоро в школу», включающий в себя (беседы о школе « Первый день в школе», «Я- первоклассник», «Учитель», «Школьные принадлежности», рассматривание картин и иллюстраций «Первое сентября- День знаний», «Первый день в школе», рисование на школьную тематику, чтение художественной литературы «Как Незнайка учится», « Приключение Буратино»и др... организуем экскурсии к школе. Мы формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремимся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя.
Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваем наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере потери интереса (уставания) детей, включаем сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение
дня, обеспечиваем их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности. С детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Мы учим детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности. Для этого мы используем разнообразные формы организации детской деятельности (подгруппа, пары, команды). Мы делаем дошкольное детство разнообразным, даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти своим собственным шагом. По-другому просто невозможно.
Для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок здоров, идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.
Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. В своей работе мы применяем такие формы работы, как
анкетирование родителей «Готов ли родитель к школе?»;
педагогическое просвещение родителей, обмен опытом через наглядные стенды «У школьного порога» ;
совместное творчество детей и взрослых и участи в городских акциях;
совместные мероприятия с учреждениями социума (деловая библиотека- неделя книги);
индивидуальная работа с родителями ( консультации «Будущий первоклассник, каким он должен быть» .
информационное общение (сайт ДОУ)
Мы вовлекаем родителей к участию в реализации различных проектов, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Конечно, образовательный процесс по внедрению ФГОС ДО идет не всегда гладко. Но мы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.
Главное. Наше кредо: « Не навреди!» .