Проблема употребления алкоголя и наркомании подростками очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма и наркомании среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками.
Особенно гибельно употребление алкоголяя и наркотиков в молодежной среде -поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголизм особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя и наркотиков развиваются опасные болезни, а также сохраняется высокий уровень заболеваемости психозами. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы. Общественное отношение к ранней алкоголизации сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как негативное и отвергающее. Социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между подростком, употребляющим алкоголь и наркотики, разными уровнями его социального окружения.
Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Первичная профилактика подросткового алкоголизма и наркомании состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микросоциальной среды, формирование у подростков таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками и наркотиками. Основой первичной профилактики подросткового алкоголизма и наркомании является здоровый образ жизни. Первичная профилактика алкоголизма и наркотиков состоит в уменьшении частоты появления новых проблем, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков, прежде всегопредупреждение их возникновения.
Вторичная профилактика подросткового алкоголизма и наркомании состоит в выявлении групп подростков, наиболее уязвимых по отношению к алкоголизму и наркомании.
Третичная профилактика подросткового алкоголизма и наркомании направлена на осуществлении лечебных мероприятий, оздоровлении микросоциальной среды, предупреждение прогрессирования заболевания и
его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии в мероприятиях по социальной реабилитации подростков.
Таким образом, первичная, вторичная и третичная профилактика алкоголизма и наркомании является осознание форм собственного поведения, развитие, личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Главные цели и задачи профилактической работы.
1.Первичная профилактика алкоголизма и наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития подростка. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.
Она влияет прежде всего на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни.
* информирование подростков о вреде алкоголизма и наркотиков(их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
* формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
* развитие факторов здорового, социально эффективного образа жизни и поведения.
* развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от употребления алкоголя и наркотиков
Задачи первичной профилактики.
а) Воздействие средств массовой информации о вреде алкоголизма, наркомании и изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и их родителей.
б) Ориентировать подростков на способность сделать свой собственный выбор, подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор.
в) Дать подросткам возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.
г) Сформировать позицию молодого человека на основе самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
д) Выявление группы риска.
е) Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров - родителей.
ж) Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике алкоголя в школах и по выявлению группы риска).
2. Главная цель вторичной профилактики — раннее выявление начавших употреблять алкоголь, наркотики подростков (группа риска) и помощь потенциальным алкоголикам, во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикации алкоголя. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих алкоголем, изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
* формирование мотивации на полное прекращение употребления алкоголя, наркотиков.
* формирование мотивации на изменение поведения.
* изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Задачи вторичной профилактики.
а) Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечении наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).
б) Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).
в) Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи,
обучение навыкам социально-поддерживающего развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).
3. Третичная профилактика алкоголизма и наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.
* формирование социально-поддерживающей и развивающей среды:
* формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления алкоголя, наркотиков и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью.
* развитие навыков социального поведения, социальной компетентности, преодоления искушения алкоголизации;
* формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.
Задачи третичной профилактики.
а) Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).
б) Создание групп взаимопомощи.
в) Восстановление здорового жизненного стиля, продвижение по пути к здоровью, которое понимается как многоаспектная характеристика (это физическое и психическое восстановление, а также восстановление и дальнейшее развитие когнитивного функционирования — умения думать, оценивать социальные и индивидуальные ситуации и перспективы, принимать решения и решать проблемные ситуации, ставить краткосрочные и перспективные цели, планировать свою жизнь.
г) Восстановление и позитивное развитие социального функционирования, т.е. новых межличностных связей, наполнение их позитивным человеческим смыслом, духовным содержанием, а также восстановление либо построение новой здоровой социальной сети. Важнейшей структурой в этом процессе является семья, взаимодействие с которой в этот период приобретает особое значение.