Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей посуды (деревянной ложкой), с процессом ее преобразования человеком;
2. Развивать интерес к предметам рукотворного мира; Закрепить знания детей об особенностях хохломской росписи; продолжать упражнять в составлении узора; в прорисовке главных и дополнительных элементов узора; закреплять умение рисовать всем ворсом, концом кисти, тампоном; развивать чувство композиции и прекрасного. Продолжать учить хоровод «На горе-то калина»; закрепить исполнение пляски «Ах, ты береза»; развивать чувство ритма; умение слушать и анализировать характер музыки.
3. Воспитывать интерес к народному быту;
4. Обогащать словарь новыми словами: «экспонат», «экскурсовод». Отрабатывать хороводный шаг, умение танцевать слаженно; поощрять свободную импровизацию детей в пляске. Создать атмосферу добра.
Оборудование: экспонаты русской избы: русская печь, ухват, чугунок, деревянные ложки, рушники, куклы-закрутки; деревянная посуда с хохломской росписью, кисти для рисования, «ляпушки»; бумажные пробники для рисования узоров, краски; магнитофон.
Ход:
(Познавательно-исследовательская деятельность)
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: (отвечают)
Педагог: А на чем можно путешествовать?
Дети: На машине, на самолете...
Педагог: Да, путешествовать можно по-разному. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. А помогут нам наше воображение, смекалка и знания. Покажите мне свои ладошки, а теперь потрите их, что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Педагог: Правильно, это тепло добрых рук, добрых сердец. А я сейчас расскажу вам историю о том, почему ладошки несут тепло. Давным-давно жили на Земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир тепло и доброту. Делали они только хорошие и добрые дела и называли друг друга «ладушки». Ребята, как называли друг друга Лад и Лада?
Дети: Ладушки.
Педагог: Посмотрите, пожалуйста, друг другу в глаза и повторите ласково, как называли друг друга Лад и Лада.
Дети: Ладушки.
Педагог: А теперь протяните друг другу свои ладошки, передайте тепло и доброту своему другу, поднимите руки к солнышку, закройте глазки, мы отправляемся в необычное путешествие.
Звучит русская народная мелодия «Тимоня» (жалейка). Педагог надевает на
плечи русский платок.
(Коммуникативный вид деятельности)
Хозяйка: Здравствуйте, дорогие, дети! Мне очень приятно, что вы зашли ко мне. А меня вы узнали? Я - хозяйка этой русской избы. А вы кто такие, из какого города ко мне пожаловали?
Дети: Мы живем в городе Белгороде.
Хозяйка: А в какой стране вы живете?
Дети: В России.
Хозяйка: Вы, наверное, в детский сад ходите? Как называется ваш детский сад?
Дети: Мы ходим в детский сад № 78 «Гномик».
Хозяйка: Вы, наверное, все из одной группы?
Дети: Да, наша группа №11.
Хозяйка: Молодцы, все-то вы знаете. А теперь я приглашаю вас к себе в гости в избу-музей. Проходите, гости дорогие.
Хозяйка берет в руки хлеб-соль.
Хозяйка: Ребята, посмотрите, с чем я вас встречаю?
Дети: С хлебом-солью.
Хозяйка: А почему, как вы думаете?
Дети: Это русский обычай.
Хозяйка: Да, дети, я вас встречаю хлебом-солью по старинному русскому обычаю.
Хлеб символизирует жизнь, а соль - богатство. И поэтому русский человек,
встречая гостя на пороге, желает ему добра и здоровья. Ребята, скажите,
какие предметы у меня в избе вы знаете?
Дети: Русская печь, ухват, чугунок и др.
Хозяйка: Правильно, а одним словом эти предметы называются «экспонаты».
Повторите, пожалуйста.
Дети: Экспонаты.
(Повторить новое слово 2-3 раза)
Хозяйка: Вспомните, пожалуйста, кто в музее рассказывает об экспонатах?
Дети: Экскурсовод.
Хозяйка: А вы хотели бы стать экскурсоводами?
Дети: (отвечают)
Хозяйка: Но об экспонате нужно рассказать, не называя его, чтобы остальные дети и я догадались, о чем идет речь.
(3 - 4 ребенка рассказывают об экспонатах музея)
А сейчас я хочу пополнить нашу избу-музей новым экспонатом. Это - деревянная ложка.
Давным-давно это было. Люди готовили, пишу на костре и ели ее руками.
Но как же трудно было есть жидкий суп руками! И, подумав, человек нашел выход - он сделал ложку. Вначале она была сделана из камня. Но она была тяжелая и неудобная. Тогда человек сделал ложку из дерева. Она была
легкая и удобная. Но, посмотрите, какая она была некрасивая! И тогда
русские мастера раскрасили ложку разными узорами. Тут-то ложка и стала
превращаться в настоящую красавицу. Вам, ребята, нравится ложка?
Дети: (отвечают)
Хозяйка: Из чего она сделана?
Дети: Из дерева.
Хозяйка: Для чего человек сделал деревянную ложку?
Дети: Чтобы кушать.
Хозяйка: Почему теперь деревянная ложка «экспонат»?
Дети: Потому что мы кушаем металлическими ложками, а деревянной ложкой люди кушали в старину.
Хозяйка: Вы знаете, ребята, что русский народ очень трудолюбив. Все экспонаты нашего музея сделаны руками русских умельцев. А вы знаете пословицы о труде?
Дети рассказывают пословицы о труде.
Хозяйка: Молодцы, а сами-то вы любите трудиться?
Дети: (отвечают)
Хозяйка: А сейчас я приглашаю вас в мастерскую художника, где нужно работать с любовью и приложить старание.
(Продуктивная деятельность)
Дети проходят в «мастерскую художника». Их встречает Мастер.
Художник: Я приглашаю вас, ребята, в свою художественную мастерскую.
Посмотрите сколько здесь посуды. А вы, ребята, знаете, как она называется?
Дети: Хохломская посуда.
Художник: В своей росписи мастера отразили красоту русской природы: травушка-муравушка, золотые и красные листья, гроздья ягод.
Ребята, как вы думаете, веточки и травку чем рисовали художники? Правильно, такой кистью. А ягоды чем рисовали?
Дети: Ляпушкой.
Художник: А какой узор еще присутствует в посуде хохломских мастеров?
Дети: Листья.
Художник: А как вы думаете, чем нарисованы листья на посуде?
Дети: Толстой кистью.
Художник: Ребята, что сначала рисовали мастера на посуде?
Дети: Веточки.
Художник: Почему?
Дети: Потому что они тонкие и их сложнее нарисовать.
Художник: Что потом рисовали мастера на посуде?
Дети: Ягоды, а потом листья.
Художник: В давние времена дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Взрослые с любовью говорили о них: «Маленькое дело лучше большого безделья», «Мал золотник, да дорог».
Ой, заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько еще ложек для выставки не расписано. Может, вы мне поможете? Будете, как настоящие художники расписывать ложки для выставки хохломскими узорами, создавать красоту своими руками. Сначала мы с вами возьмем пробники, закроем глаза и подумаем, что мы хотим нарисовать на наших ложках. (Дети после этого переносят этот узор на ложки.) После окончания работы.
Молодцы, ребята, вы потрудились на славу - ложки получились очень красивыми и нарядными. Русский народ любил не только трудиться, но и умел хорошо отдыхать. После работы люди выходили за околицу, пели и танцевали. Я хочу пригласить вас за околицу, где мы тоже будем отдыхать и покажем свои ложки другим ребятам, которые придут после вас. Айда за
околицу отдыхать, петь, танцевать, хороводы водить и ложки свои расписные покажем другим ребятам. Дети проходят за «околицу», где их встречает Девица-хороводница.
(музыкально-художественный вид деятельности)
Девица-хороводница: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы.
Дети: (здороваются)
Девица-хороводница: А за околицей смех да шутки, танцы да хороводы. Урожай убран и веселится русский народ. Давайте и мы с вами заведем хоровод «На горе-то калина». (Дети исполняют хоровод «На горе-то калина»)
Девица-хороводница: Молодцы, ребята, ладный да дружный хоровод у нас получился.
Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Деревянная ложка.
Девица-хороводница: Правильно. Что можно делать ложкой?
Дети: Кушать, мешать еду.
Девица-хороводница: Правильно, а еще можно играть на ложках. У каждой ложки свой звук и свой характер. Возьмите, пожалуйста, ложки и сейчас мы с вами простучим ритм русской народной мелодии «Ах ты, береза». (Работа над ритмом II части мелодии «Ах ты, береза».)
А теперь давайте с вами
Попоем и спляшем.
И покажем, как играют
Хохломские ложки наши.
Дети исполняют пляску с ложками «Ах ты, береза».
Девица-хороводница: А теперь приглашаю вас, ребята, послушать русскую народную мелодию «Полянка». Слушайте внимательно, а потом будете отвечать на мои вопросы.
(Поговорить о характере музыкального произведения, в чьем исполнении
звучит, что можно делать под эту музыку?)
Девица-хороводница: Ноги так и просятся в пляс! Танцевать будете? А мы
Исполняется свободная пляска под русскую мелодию «Полянка».
Выбрать лучших танцоров.
Хозяйка: Ребята, вам понравилось сегодня наше путешествие? Нам пора возвращаться из путешествия в детский сад.
Дети: (отвечают)
Итог:
Хозяйка: Вспомните, где мы с вами сегодня побывали.
Дети: В русской избе.
Хозяйка: С каким новым экспонатом вы сегодня познакомились?
Дети: С деревянной ложкой.
Хозяйка: Потом мы отправились...
Дети: В мастерскую художника и превратились в русских мастеров. Хозяйка: А что же вы там делали?
Дети: Расписывали ложки.
Хозяйка: А что вы делали за околицей?
Дети: Хороводы водили, на деревянных ложках играли.
Хозяйка: Молодцы, вот теперь нам пора возвращаться в группу.