Семья - это неиссякаемый источник любви и всего того, без чего не может жить человек, взаимоотношения родителей являются для детей примером душевной теплоты, согласия и уважения друг к другу. Ведь семья – это наша главная опора в жизни, залог спокойствия и гармонии в обществе, хранительница национальной культуры, духовных и нравственных ценностей. Женщина в течение девяти месяцев носит под сердцем своего ребенка, они физически взаимосвязаны. После рождения младенец также зависим от матери, существует некая эмоциональная и биологическая близость. Любящая мать все свободное время проводит с ребенком. Ребенок требует особого внимания и заботы, ведь без помощи близких он беззащитен. Именно в семье человек делает свои первые шаги, познаёт мир. Мама (родители) всегда дающая сторона, а ребенок берущая. Недаром говорят, что мы всегда в долгу перед родителями, но этот долг мы сможем отдать только нашим детям. Если этот закон жизни, движения энергии нарушается, то в семье и в роду начинаются разного рода проблемы. Семья это ячейка общества, в которой ребенок вырастает и проводит большое количество времени, берет пример и копирует родных. Семье отводится ведущая роль в становлении психо – эмоциональной сферы ребенка, в формировании его личности и психических функций. Сергей Михалков в своем стихотворении «А что у вас? «…Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе. Мамы разные нужны, Мамы всякие важны.» этими словами говорит о важности матери. Что какой бы профессией она не владела, для своего ребенка остается матерью, главное чтоб любила. Мы задались вопросом: «Что такое материнская любовь, какая она бывает?». Ребенок растет в семье и ему нужны хорошие, как биологические условия, так и социальная обстановка, в которой его любят и понимают. Особенно важна материнская любовь, ощущение уверенности и безопасности, которые дает семья и, вся окружающая среда. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка в самом раннем возрасте во многом зависит вся последующая жизнь человека. Многие положительные и отрицательные качества человека имеют свое начало именно в этом возрастном периоде. Наблюдения за развитием детей показывают, что тот ребенок, основные духовные потребности которого в раннем детстве были ограничены, формируется как личность более замедленно. Жизнь семьи, а следовательно и детей, главным образом основывается на характере и личности родителей, на их отношении друг к другу, к детям, на их чувстве ответственности за всю семью. Поэтому когда в семье один из родителей перестает выполнять свои обязанности, то тем самым он серьезно нарушает, вернее, разрушает все семейное сообщество. Сильнее всего от этого страдают дети. Недостаточное внимание, ухудшение воспитания, потеря чувства уверенности и безопасности приводят весь внутренний мир ребенка в хаотическое состояние. Только в нормальной семейной атмосфере, при полном взаимопонимании и искреннем отношении к ребенку возможно его всестороннее развитие.
Проведя сравнительный анализ в своей группе и выявив то, что количество неполных семей к подготовительной группе детского сада в сравнении с этой же младшей группой увеличилось. Одиноких родителей в младшей группе детского сада было равно 2, а к подготовительной группе их количество увеличилось в 4 раза и составляет 8 неполных семей. В основном в таких ситуациях страдает ребенок, его воспитание ухудшается; недостаточное внимание, потеря чувства уверенности и безопасности приводят весь внутренний мир ребенка в хаотическое состояние. Как правило, после развода, ребенок остается с матерью и она одна воспитывает своего ребенка, берет на свои плечи две роли, как отца, так и матери. Чувствуя свою вину, пытается возместить любовь обоих родителей. Такая любовь двояка, мать все делает за своего ребенка, он имеет меньше самостоятельности в действиях. Суть материнской любви состоит в том, чтоб создавать благоприятное пространство для роста и развития своего ребенка. Что же мы знаем о материнской любви. Материнская любовь – это самое прекрасное и сильное чувство в мире, думаю, со мной согласятся многие матери. Материнская любовь – это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может, как наказать, так и миловать. Так что же такое материнская любовь? Все ли правильно понимают это чувство? Материнская любовь многогранна и имеет много составляющих аспектов. Самое главное это то, что она должна быть безусловной и принимающей своего ребенка таким, какой он есть. Нося под сердцем ребенка, мать его уже любит и ждет. Рождение ребенка сопровождается большой радостью и счастьем. Для ребенка весь мир сосредоточен на маме, она как посредник между ним и внешним миром.
Ребенок растет, развивается и начинает воспринимать окружающий мир и вещи в нем такими, какими они есть: он отличает удовлетворение, вызванное едой от соска, грудь и мать в его восприятии разделяются. Со временем, ребенок учится воспринимать отдельные ощущения голода, жажды. Он учится понимать людей: когда я плачу, мама берет меня на руки, когда я улыбаюсь, мама улыбается мне в ответ, когда я сделаю все правильно, меня похвалят. Все эти ощущения объединяются в одном чувстве: меня любят. МЕНЯ ЛЮБЯТ, ПОТОМУ ЧТО Я НУЖЕН МАМЕ. МЕНЯ ЛЮБЯТ, ПОТОМУ ЧТО Я ЕСТЬ.
Материнская любовь - это безопасность, покой, доверие, забота. Ребенку ничего не надо делать, чтобы его любили, поэтому материнская любовь и есть безусловной. Материнская любовь выполняет важные функции в жизни каждого ребенка. Первая – это обеспечить ему безопасность в своем развитии (младенец без матери просто не выживет), забота о нем. Вторая – мать должна внушить ребенку, что жить это прекрасно, прекрасно быть тем, кем ты есть, создать тот фундамент, на котором ребенок сможет вырасти и крепко стоять на ногах. Избыточная материнская любовь. Работая в дошкольном учреждении и общаясь с родителями воспитанников, наблюдая за общением некоторых родителей со своими ребятами, я задалась одним вопросом: может ли материнская любовь наносить вред? Просматривая литературу по этой теме и из своих наблюдений из жизненных ситуаций можно сделать такой вывод: Ведь как избыток этой любви, так и недостаток ее приводит к нарушениям системы ценностей и законов жизни, негативно влияет на ребенка, его развитие и становление. Что же так негативно окрашивает «святую» материнскую любовь? Может к истинным материнским чувствам примешиваются другие краски, что дает такой негативный окрас?
В основе материнской любви лежит инстинкт продолжения рода, который присущ как животным, так и людям. Животное следует этому инстинкту безоговорочно, то человек ищет из этого выгоду. В новостях часто можно увидеть известия о том, что неблагополучные семьи рожают детей ради денег, получения квартиры, продают на органы и т.д. Когда женщина осознанно следует инстинкту продолжения рода, то это открывает путь к истинной материнской любви.
Следующим окрасом есть эгоистическое чувство матери. Часто родители видят в детях продолжения себя, за счет них реализуют свои мечты и желания, таким образом, перекрывают их путь развития, отбирая у них право на свою жизнь. К эгоизму относится и желание видеть в ребенке опору, обеспеченную старость и т.д.
Чувство собственности. Часто можно услышать из уст матери «мой ребенок», «моя кровинушка» и тому подобное. Главное, что надо изменить «мой» на «наш», так как ребенок это плод любви мужчины и женщины. Мать и отец одинаково важны для полноценного развития ребенка. Невозможность матери отпустить своего ребенка от себя, приводит к неустроенности ребенка в жизни, его нереализованности, покалеченной судьбе. Ребенок это не вещь, вечно держать его при себе не получится.
Женская любовь. Это касается отношений матери и сына (тут можно провести параллель на отношения отца и дочери). В рассказе матери часто звучат слова, мой сын самый любимый мужчина на свете, ты мой защитник, ты моя опора и т.д. Тут проявляется нереализованная любовь к мужчине. Это чувство может проявляться, не только когда мужчины нет в семье, но и тогда, когда между родителями нет любви, или у них негармоничные отношения. Это происходит неосознанно. Сын такой матери не может устроить свою личную жизнь, ведь место женщины рядом с ним уже занято матерью. Когда же все-таки такому мужчине удастся жениться, то невестка всю жизнь будет вести за него борьбу со свекровью.
Все эти чувства подменяют материнскую любовь, делают ее избыточной и неограниченной. Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви. Любить, ничего не требуя взамен. Способность к этому определяется готовностью перенести отделение своего ребенка и продолжать любить его и после этого, быть той твердыней, которая всегда примет и поймет. Любящая мама ради своего ребенка идет на все: терпит обиды, прощает оскорбления как в пословице: « Мама поймет и простит».
Единство требований семьи и детского сада, важный принцип воспитания. Но оно вовсе не означает совпадения их функций. Немного огрубляя реальную ситуацию, можно сказать так: детский сад дает ребенку новые знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармоничного развития личности необходимо и то и другое.
В чем же семья должна дополнять детский сад? Прежде всего, она призвана обеспечить ребенку непосредственное эмоциональное общение, атмосферу любви и взаимопомощи. Бывает, что родители из «педагогических соображений» стараются не проявлять своей любви к детям слишком явно, считают, что в отношениях с дошкольником неуместны ласка, нежность. Это заблуждение подчас приводит к серьезным отклонениям в развитии личности. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. В подростковом возрасте у таких детей нередко возникает острый конфликт с семьей, быстро распространяющийся на всех взрослых. Любое требование начинает вызывать негативную реакцию.
Разумеется, бесконечные поцелуи — тоже отнюдь не лучший способ общения с ребенком. Но опыт показывает, что чрезмерное «заласкивание» детей этого возраста встречается куда реже, чем чрезмерно «деловые» отношения, сосредоточенные исключительно на занятиях. Другая важнейшая функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. А чтобы такое отношение развилось, прежде всего нужны сами обязанности. Желательно, чтобы они были не только узколичными (как, например, уборка своей комнаты), но и значимыми для всей семьи (скажем, покупка хлеба, подметание пола во всей квартире и т. п.). Ребенок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает. Может быть, вначале придется пару раз посидеть без хлеба. Пусть сын увидит, что из-за его безответственности вся семья осталась голодной.
Формирование самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям — важнейшая составная часть трудового воспитания ребенка. Об этом надо помнить в тех случаях, когда проще что-то сделать за ребенка, чем добиться, чтобы он сделал это сам. Если вы пойдете по этому простейшему пути, то рискуете вырастить иждивенца, на всю жизнь остающегося инфантильным «маменькиным сыночком» (или «маменькиной дочкой»). Успех в решении такой сложной и важной задачи, как успешная учеба ребенка в будущем, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между детским садом и школой, но и между дошкольным учреждением и любящими мамой и папой, то есть семьей. Я считаю, что не только материнская забота к детям помогает развивать творческие способности, но любовь и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений. Как и почему люди становятся гениями – неизвестно. Но почти все гении, по крайней мере, обладают двумя общими качествами: они постоянно стремятся к достижению какой-либо цели и с самого детства чувствуют себя уверенно и спокойно. Причина их замечательного развития связана с тем, что их поощряли и любили в раннем детстве и способствовали развитию способностей. Так давайте же и мы будем любить и развивать своих детей, чтобы они выросли творческими, любящими взрослыми людьми.