Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни (П.Ф.Лесгафт). Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, связанными обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры способствуют полноценному росту, развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Основная роль подвижных игр заключается в укреплении костно-связочного, или опорно-двигательного, аппарата, мышечной системы и, в частности, способствуют формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия. Положительно влияют на здоровье детей игры с бросанием, ловлей, метанием различных по форме легких предметов. Игры с умеренной и большой подвижностью способствуют укреплению органов дыхания, кровообращения, содействуют хорошему обмену веществ. Игры должны благоприятно влиять на нервную систему детей. Для этого их надо проводить так, чтобы дети не переутомлялись; действие, требующее большой затраты сил и энергии, должны чередоваться с кратковременными перерывами, являющимися активным отдыхом. Игры с пением и дружными возгласами помогают не только установить ритмичное дыхание, но и способствуют установлению эмоционального контакта между игроками, между детьми и педагогом. При проведении подвижных игр следует стремиться к тому, чтобы игры содействовали проявлению положительных эмоций у детей. При подборе игр педагог должен учитывать общую нагрузку занятия.
Играя, дети многократно повторяют определенные движения, что способствует воспитанию двигательных качеств, таких как: ловкость, быстрота, выносливость, сила.
Для воспитания ловкости используются игры, побуждающие детей быстро переходить от одних действий к другим. Примером таких игр могут служить такие игры, как «Салки», «Зайцы в огороде» и т.д.
Совершенствованию быстроты содействуют игры, требующие мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, например, эстафета с бегом, «Пятнашки». Также для этого подходят игры с упражнениями во внезапных остановках, задержках и возобновлении движения, игры с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время, например, линейная эстафета с бегом.
Воспитанию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии. Примером таких игр могут служить «Два Мороза», «Караси и щука».
Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке. Например, «Кто дальше бросит», «Мяч под сеткой».
Проводя подвижные игры, педагог получает возможность благоприятно воздействовать на воспитание положительных черт поведения и характера детей, на формирования у них организаторских навыков, на воспитание личности в целом. Во время игры надо приучать детей правильно распознавать хорошие и плохие поступки: свои и товарищей. На наглядных примерах педагог всегда может показать детям, что играть дружно – хорошо, а ссориться в игре, дразнить проигравших – плохо; соблюдать правила игры – хорошо, а нарушать – плохо.
Очень важно, чтобы как можно больше подвижных игр внедрялось в повседневную жизнь детей, чтобы они могли самостоятельно организовать их во дворе, на площадке в свободное время.