Школа, уроки, домашние задания – эти слова часто наводят ужас не столько на детей, сколько на родителей. Это мамы мучаются с навыками каллиграфии, решением задач, проектами по окружающему миру и, конечно же, с английским языком. Именно мамы делают домашнее задание с ребенком, используя сначала запас ласковых слов, затем переходя постепенно на крик, оскорбление и даже рукоприкладство. А что же делают в это время дети? Они витают в облаках, грызут ручки, изобретают всевозможные развлечения. Дети готовы делать все что угодно, но только не уроки. Родители же в свою очередь пробуют разные способы, стремясь превратить свое чадо в круглого отличника: и жесткие методы, главным атрибутом которых является лишение компьютера, планшета, и поощряющие, с обещанием за хорошую учебу опять-таки компьютера, планшета или телефона. Они сулят интересные поездки, аквапарки и много других развлечений. Но такие меры поощрения и наказания почему-то не работают или работают очень недолго. Мамы и папы обижаются: они так много делают для своего ребенка, а он не способен даже на самую малость – просто хорошо учиться и старательно выполнять домашние задания. ВСЕ ДЕЛАЮ ЗА НЕГО… Главный вопрос, который задают родители школьным психологам, нейропсихологам: «Что делать, чтобы ребенок учился, выполнял домашнюю работу старатель- но и ответственно?» Заглянем в кабинет психолога, где разворачивается диалог: – Меня беспокоит, что сын не хочет выполнять домашние задания, он совершенно безразличен к оценкам. «Грязь» в тетрадках он даже и не видит. Я все делаю за него, фактически разжевываю и кладу в рот. Каждую буковку он пишет под моим руководством. Пока я «над ним стою», у него все получается. Как только отхожу – обучение заканчивается. – Ваш сын просит о помощи? – Нет, не просит, ему же все равно. Он знает, что я помогу и так… Пауза, психолог задумывается: может, в этом дело? Возможно, ребенок уверен, что за него и так все сделают и ему незачем трудиться? – Вы не откликаетесь на помощь, а предугадываете и фактически выполняете не свою работу. Представьте, что за вас сделали всю работу и вы не приложили особых усилий к ее выполнению. Можете ли вы считать эту деятельность своей? – То есть выполнение уроков – это не его работа, а моя получается? И соответственно, сын не несет за нее никакой ответственности? Но боюсь, он не сможет выполнять сам задания, в его тетрадке будет грязь и великое множество исправлений. – Вы лишили сына главной школьной ценности – самостоятельности. Поэтому спешу вас огорчить: если не прекратите делать уроки сейчас, так и будете учиться вместо сына много лет. «ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ – НАУЧИТЬ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ УЧИТЕЛЯ». Элберт Хаббард ОЦЕНКА ДЛЯ НАРЦИССА Очень важно научить ребенка работать самостоятельно: ошибаться, анализировать, искать правильные решения и получать от этого удовольствие – от поиска истины, новых путей решения, анализа собственных ошибок. Увлекательный мир обучения все забыли и «превратили в ад», в мучительные четверти от каникул до каникул. А что остается на долю родителя? Помочь научиться учиться. Поддержать, когда появятся первые неудачи, разочарования и неуверенность в собственных силах. Почему же современные родители с такой тревогой относятся к обучению своего ребенка? Как говорят гештальттерапевты, произошла подмена фона и фигуры. И главный критерий этой подмены – оценки. Именно оценки, которые должны определять уровень знаний ребенка, стали атрибутом родительского нарциссизма. И это, конечно, сильно мешает детям развиваться и получать удовольствие от учебы в школе. Родители нацелены на достижения, на пятерки любыми средствами, на то, чтобы ребенок был лучшим, успешным. В такой стрессовой ситуации и дети, и родители не могут спокойно жить и наслаждаться каждый своей работой. Но если вы попробуете посмотреть на обучение с другой стороны, без давления социума, перестанете контролировать оценки, то увидите новые грани возможностей своих детей. Нейропсихологические принципы в обучении может использовать любой родитель. И главный из них совпадает с врачебным – «не навреди». Важно прислушиваться к ребенку и понимать, когда он переутомился. Дети плохо чувствуют тело, часто не понимают свои эмоциональные проявления. Их поведение может служить маркером истощения психической энергетики. Например, ребенок может стать капризным, начать закатывать истерики, бегать бесцельно, делать глупые ошибки при выполнении элементарных заданий. Это знак для родителей, что он нуждается в активизации энергетической активности головного мозга. КАК ВЗРОСЛЫЙ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ? ПЕРВОЕ В фокусе восприятия должно оказаться рабочее место. Обратите внимание на посторонние стимулы (окно, картинки на обоях, игрушки на столе, лишние предметы, которые могут отвлекать). Положите под тетрадку подложку красного или оранжевого цвета. Она образует яркую рамку, которая помогает непроизвольно фокусировать внимание на пространстве тетради. ВТОРОЕ Для экономии психических сил разбивайте занятие на смысловые части. Самые сложные задания лучше выполнить вначале и, если что-то не получается, дать ребенку время для осмысления или ненадолго сменить деятельность. Например, вместо решения математической задачки переключиться на проект по окружающему миру. Маленький перекус (печенье, сок, фрукт) также активизирует подкорку. Мозг реагирует ориентировочным рефлексом и дает дополнительную энергию, которая сопровождается улучшением внимания. ТРЕТЬЕ Ввернуть внимание помогут любые ритмичные движения. Подойдет игра в ладушки, отстукивания ритма ногами и руками, танцевальные движения под музыку или счет, подражание животным, птицам, транспорту и так далее. МЕТОД «ЗЕЛЕНАЯ РУЧКА» Для развития внимания, активизации лобных долей мозга можно использовать метод «зеленой ручки», описанный Татьяной Иванко. Он заключается в том, что при обучении письму, счету или любой другой деятельности зеленой пастой выделяется то, что хорошо получается. Вместо того чтобы выделять красной ручкой ошибки, мы с помощью зеленой пасты акцентируем внимание на хорошо получившихся буквах и цифрах. «Зеленая ручка» помогает сосредоточиться на том, что получается хорошо, и ребенок начинает стремиться, чтобы в тетрадке появилось как можно больше зеленого цвета. Метод зеленой ручки перестраивает сознание в сторону интересной, поисковой работы. Уроки превращаются в увлекательную игру. Появляются «самая красивая цифра», «мисс буква», «английская королева» и т. д. Родители сами с удовольствием включаются в эту игру и начинают фантазировать и придумывать свои индивидуальные методы интересного увлекательного обучения. МЕТОД «ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ» Способствует увеличению концентрации внимания, повышению мотивации при выполнении домашней работы. Ребенок совместно с родителем (на первом этапе) рисует на листе бумаги или на доске отрезок. Затем отрезок делится на несколько частей, которые представляют собой этапы выполнения одного урока, например русского языка. Первая часть отрезка обозначает один из элементов выполнения домашнего задания, например выучить правила в заданном параграфе, на это отводится 15 минут, и заводится будильник. Ребенку будет интересно, если это будет его личный будильник в виде какого-нибудь животного, фрукта, любимого мультяшного персонажа и т. д. После того как будильник прозвенел, ребенок может переходить к следующему отрезку или добавить еще немного времени. Следующий отрезок может обозначать работу над ошибками прошлого домашнего задания, написание заданного текста и т. д. Не забудьте включить в линию времени небольшие перерывы. В конце отрезка можно нарисовать или приклеить фигурку, которая символизирует успешное завершение работы. В зависимости от типа нервной системы отрезки ранжируются от простого к сложному и наоборот. Если ваш ребенок долго включается в работу, значит вначале он может сделать более легкие задания. А если быстро начинает думать, но так же быстро и устает, то лучше переходить от сложных заданий к легким. Когда все задания выполнены, можно включать мелодию, символизирующую победу. МЕТОД «ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ» Формирует мотивацию и помогает плавно сменить ведущую деятельность – от игры к обучению. В веселых соревнованиях участвуют дни недели. Например, на этой неделе будут соревноваться фрукты и ягоды: понедельник – символизирует персик, вторник – виноград, среда – сливу и т. д. Можно разместить предметы на магнитной доске, определить призовые места – первое, второе, третье. Параметры, по которым будут оцениваться дни недели, могут включать в себя разные критерии: выполнение домашнего задания, личная гигиена, поведение в школе. И, вспоминая метод зеленой ручки, акцент делают, конечно, на положительных результатах. Можно оформить веселые соревнования в виде красочной таблицы, где ребенок будет сам ставить себе плюсики или смайлики. В конце недели вместе с родителем подсчитываются результаты, определяются фрукты-победители. Так родители смогут узнать, какой день недели самый продуктивный для ребенка, а когда чадо переутомляется. Если в течение месяца в соревнованиях проигрывает, скажем, среда, четверг или другой день недели – снизьте нагрузку, перенесите посещение кружков на другие дни или вообще избавьтесь от непосильной ноши. Методов, помогающих лучше думать и запоминать, очень много. Вы можете прочитать о них в специальной литературе или изобрести сами. Главное – подойти к выполнению домашних заданий творчески, с любопытством и интересом. Однако постарайтесь не путать работу ребенка со своей и ставить целью его обучения хорошие отметки.