Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, предложите ребенку рассмотреть книгу,картинки.
1. Прочитав сказку, голосом выделяя нужный звук.
2. Предложите ребенку выполнить упражнения для губ или язычка, прежде чем произносить звук.
Если ваш малыш еще не выговаривает какие-либо звуки или произносит их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка,подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.
Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5-7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка. Вы можете варьировать упражнения, добавлять или заменять их.
З. Далее попросите ребенка произнести изучаемый звук. Обратите внимание на правильную артикуляцию.
4.Затем познакомьте ребенка с характеристикой звука: какой он - гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Сначала взрослый объясняет, как можно отнять, какой это звук;
При произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает : ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь».
При произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык(воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
Чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используется прием с горлышком - если горлышко «гудит», значит. Звонкий, если не «гудит» - глухой. Можно прижать ладошки к ушам; если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудя?» -глухой.
Чтобы определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы; при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются», а при произнесении твердого звука губы находятся в нейтральном положении. Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.
5.Помогите ребенку запомнить букву. Существует множество приемов закрепления образа буквы:
«напишите» букву пальчиком в воздухе, на столе:
Выложите печатную букву из карандашей, счетных папочек, спичек, шнурков или других предметов;
«напишите» букву пальчиком на манке, другой мелкой крупе,предварительно насыпав тонкий слой в коробку из-под конфет;
Выложите букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе. Положите пластмассовые или магнитные буквы или же буквы, вырезанные из картона, в мешочек. Предложите ребенку доставать буквы из мешочка и называть их.
Пальчиком «напишите» букву на тыльной стороне ладони ребенка попросите его назвать эту букву. Затем ребенок отгадает эту букву с закрытыми глазами.
Потом ребенок пишет букву по образцу в тетради, альбоме или листике(сначала можно помочь ребенку - предварительно сделать пунктирную букву, чтобы ребенок проводил линии по образцу).
6.В конце занятия прочитайте слоги с изучаемой буквой(слитно не разделяя слог на отдельные звуки). Если ребенок читает слоги, можно постепенно переходить к чтению слов.