Задачи:
1.Образовательные задачи: Закрепить знание детей о свойствах воды: что вода не имеет собственной формы, вода имеет вес, она прозрачна, не имеет запаха и вкуса; совершенствовать навыки умения самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.
2.Развивающие задачи: Развивать у детей познавательную активность, наблюдательность; упражнять в умении действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.
3.Воспитательные задачи: Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение своих товарищей; воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга, прививать бережное отношение к природе.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая двигательная.
Оборудование: таз с водой, прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, трубочки, салфетки, ватные диски, бутылки, воронки, подносы на каждого ребенка, восковые карандаши синего цвета, три сундучка (красный, синий. желтый) для Д.и «Кому нужна вода», карточки- схемы подсказки (нос, глаз, рука, язык), песочные часы (1 мин.), алгоритм выполнения опыта «Соломинка для коктейля», маленькие черпачки для набора воды на каждого ребенка, пипетка, сосуд с водой для воспитателя, аудиозапись «Звуки воды».
Предварительная работа: Наблюдение за ростом растений (каким растениям требуется больше воды), Беседы: «Значение воды в жизни», разгадывание загадок о воде, дидактическая игра «Кому нужна вода?», Чтение художественных произведений о воде, прослушивание музыкального произведения А. Филиппенко «Дождик».
ХОД НОД:
Воспитатель: Все встали в круг.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся и, друг другу
Улыбнемся.
Воспитатель: Ребята я сегодня пришла в детский сад и увидела, что наш фикус завял. Давайте подойдем посмотрим, что с ним случилось. Воспитатель вместе с детьми подходит к фикусу. Посмотрите, всего одна капелька на листике осталась. Педагог стряхивает капельку на ладошку и подносит к своему уху. Дети хотите узнать, что сказала мне капелька. Она просит у нас помощи найти ее сестричек, но для этого надо выполнить задания. Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь капельке? (Ответы детей) Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас. Но для всех заданий нам понадобится волшебная лейка куда за каждое выполненной задание мы будем находить сестричек капелек и собирать их вместе. Вы готовы? Ну тогда пойдемте?
Воспитатель: Чтобы узнать почему фикус завял давайте с вами отгадаем кроссворд. Это будет нашем первым заданием.
Слушайте внимательно вопросы. В первой клеточке живет буква которая спряталась в слове «ведро» и стоит на первом месте. Какая это буква? Дети отвечают….
Воспитатель: правильно молодцы! Во второй клеточке нужно отгадать буквы, которые спрятались в слове «облако» и стоят на первом и последнем месте? Дети отвечают….
Воспитатель: эти две буквы одинаковые ребята, как вы думаете? Дети отвечают….. Воспитатель: правильно молодцы! Если они одинаковые тогда мы пишем в эту клеточку одну буковку (о). Вам нравиться отгадывать кроссворд? Дети отвечают…..
Воспитатель: Ну тогда слушайте дальше. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дождь». Что это за буква? Дети отвечают…..
Воспитатель: Правильно тоже сумели отгадать, молодцы! И в четвертой клеточке спряталась буковка в слове «туча» и стоит она на последнем месте. (воспитатель записывает буквы в клеточки после отгадывания каждой буквы детьми)
Дети читают слово «вода».
Воспитатель: Ребята мы с вами справились с первым заданием и нашли первую сестричку нашей капельки, давайте опустим ее в нашу волшебную лейку. Друзья давайте с вами побеседуем может вы за правильные ответы найдете еще сестричек. Ребята, так что же такое вода? Как вы думаете для чего нужна вода и кому она необходима? Где мы встречаемся с водой? (Ответы детей). (вода-это жидкость; умываться, стирать, готовить, чистить зубы, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить…; птицам, деревьям, цветам, насекомым, рыбам, животным. грибам, людям). За каждые правильные ответы дети находят по одной капельки и воспитатель складывает их в лейку.
Воспитатель: Правильно ребята оказывается вы очень многое знаете о воде и благодаря вашим знаниям мы нашли еще сестричек нашей капельки. Ребята вы не устали? (Ответы детей). Ну тогда пойдемте выполнять следующие задание.
Воспитатель подходит вместе с детьми к стенду где стоит стакан с водой и предлагает детям рассмотреть ее. Какая вода? Детям предлагаются подсказки- схемы способов обследования (на карточках нарисованы: нос, глаз, рука, язык). Вода прозрачна, как мы это понимаем? (ответы детей) благодаря глазам. Не имеет запаха за счет чего мы это ощущаем? (ответы детей) благодаря носу. Что нам помогает налить воду? (ответы детей) правильно руки. Какой орган нам помогает ощутить есть ли у воды вкус. (ответы детей) да это язык. За правильные ответы дети получают капельки, которые педагог собирает в волшебную лейку.
Воспитатель предлагает детям попробовать воду на вкус и приглашает подойти к столу где на подносе стоят чашки с кипяченной водой. Дети пробуют и делают выводы: что правда вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Молодцы ребята мы еще с одним заданием справились. Вы наверное устали давайте с вами поиграем. Если вы будете сообразительны в игре тогда найдете еще капельки.
Д/игра: «Кому нужна вода?».
Дети вместе с воспитателем подходят к столу где стоят три коробочки разного цвета (красная, синяя, желтая), и лежат картинки с рисунками а) для чего нужна вода? б) кому нужна вода? в) и где мы встречаемся с водой? Воспитатель предлагает детям разделиться на три команды по желанию, в команде должно быть по 4 человека.
Первая команда будет называться «Желтая капелька» вашей команде надо будет найти картинки на которых изображены для чего нужна вода. вторая «голубая капелька» они находят рисунки где нарисовано кому нужна вода. И третья «желтая капелька» ищет и складывает свои картинки в коробочку где изображено где мы встречаемся с водой.
Воспитатель: Ребята не только по отдельности мы с вами можем найти сестричек но и в виде игры мы может тоже постараться их найти. А вдруг получится. Вы готовы тогда- Раз Два три начало игры (дети находят картинки и складывают в свои коробочки).
Воспитатель по окончанию игры смотрит и проверяет вместе с детьми правильно все три команды справились с заданием. Молодцы ребята справились. Смотрите мы нашли сколько капелек давайте их тоже опустим в нашу красивую лейку. Ребята вам нравится помогать капельке искать ее сестричек (ответы детей).
Ну тогда слушайте задание нам предстоит проверить имеет ли вода вес?
Воспитатель: Как вы думаете ребята? (ответы детей). А хотите проверить? Давайте пройдем за столы и проведем опыт.
Дети проходят за рабочие места, где у каждого ребенка стоит два пустых стакана, и ведерко с водой.
Воспитатель предлагает детям налить в один стакан воды, а другой оставить пустым и сравнить их поднять оба стакана в руки и определить имеет вода вес. Как вы это определили? (ответы детей).
Воспитатель: давай те сделаем вывод: что вода имеет вес. Молодцы ребята смотрите мы еще нашли сестричек капелек и выполнили еще одно задание. Педагог показывает детям пипетку с капельками и опускает их в лейку.
Воспитатель: Ребята нам надо спешить выполнять наши оставшиеся задания, а то наша капелька испариться и не сможет встретиться со своими сестричками. Итак, нас ждет следующие задание. Ребята нам нужно узнать имеет ли вода форму? Как вы думаете? (ответы детей).
А давайте мы проверим для этого нам надо провести опыт и сделать правильный вывод, чтобы найти еще сестричек капельки.
Опыт: Имеет ли вода форму?
Для это нам понадобится подносы, восковые карандаши синего цвета, ватные диски и водичка в стаканах это все находится у вас на столе посмотрите и подвиньте к себе поближе все эти предметы которые я назвала. Правильно все меня внимательно слушают молодцы.
Воспитатель: Ребята послушайте, что вам надо будет сделать.
Вам нужно в этом задании налить на поднос немного водички, затем карандашом обвести образовавшуюся лужицу. Теперь уберите эту лужицу с помощью ватного диска и снова налейте на поднос немного воды. А теперь сравните рисунок первой лужи с новой лужей. Одинаковой ли они формы? Ребята и постарайтесь сделать правильный вывод, чтобы найти сестричек капельки Имеет ли вода форму? Как вы это поняли или решили? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята так какой мы сделаем вывод по нашему опыту имеет ли вода форму? (ответы детей).
Вос-ль: Правильно вода не имеет формы, потому что сколько бы раз ее не разлить она всегда будет по-разному разливаться, и образовывать всегда новые формы. И опять вы все молодцы сплавились смотрите еще нашлись капельки, отпускаем их куда? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята вы устали наверное. Давайте немножко отдохнем и поиграем с вами в интересную игру.
Подвижная игра: « Ходят капельки по кругу».
1.Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова- «Кругом ребята повернитесь, и в капельки вы превратитесь» и игра начинается.
Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая.
Тучка по небу гуляла,
Тучка капли растеряла.
Скачут капли по дорожке,
Как хрустальные горошки.
(Звучит мелодия, имитирующая звук капель воды.)
Вдруг подул сильный ветер и капельки воды упали на землю ( Под «музыку дождя» дети танцуют, музыка стихла, дети присели) – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой, но им скучно стало поодиночке и собрались они в маленькие ручейки. Встретились ручейки и стали большой рекой (взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение «змейка»). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети, образуя круг, приседают). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими - лёгкими и начали подниматься вверх к маме Тучке (дети встают, поднимая руки вверх). Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.
В: Ребята помните вы мне говорили что вода прозрачная?
А как раз в следующем задании нам надо будет с помощью опыта это проверить. Пойдемте за наши столы и проведем опыт.
Дети берут при помощи воронки наливают мал. черпачком воду из ведра в бутылку и закрывают крышкой. Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на игрушки, картинки которые лежат на столе. Дети по выбору выбирают, что они хотят рассмотреть.
Дети приходят к выводу, что вода немного искажает предметы, но их видно очень хорошо. Вода чистая, прозрачная.
В: Правильно ребята вы были правы что вода прозрачная и чистая и еще нашли сестричек какие вы молодцы! Так все стараетесь помочь капельке.
В: Ребята, а хотите узнать, можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой? (ответы).
У меня есть схема -подсказка которая поможет справиться с нашим последним заданием. Посмотрите на доску и приступайте к выполнению задания.
Дети выполняют задание.
В: Ребята вы все справились с заданием и нашли сестричек, давайте опустим их в нашу лейку. Мы сегодня с вами очень многого узнали о воде. Давайте мы с ней немного поиграем. Для этого разделимся на две команды (команда-девочек и команда- мальчиков).
Игра «Кто больше перенесет воды за (1 мин) соломкой для коктейля из одного сосуда в другой.
В: Ребята игра закончена давайте посмотрим кто больше набрал воды мальчики или девочки. Все старались и были молодцы, а теперь мы вашу водичку перельем в нашу волшебную лейку в которую мы собирали наши найденные капельки и польем фикус, а завтра когда прейдем в детский сад и посмотрим, что произойдет с нашим фикусом.
Итог:
Итак, ребята вы довольны нашим путешествием? Что вам больше всего понравилось? Как вы думаете: Мы помогли капельке и фикусу? (ответы детей)
Педагог проводит итог:
- Что нового вы узнали?
- Что было сложным? Почему?
- Что было легким? Почему?
- Вам понравилось играть?
- Кто может сказать, как он занимался? Почему?
Воспитатель: И я думаю, что капелька очень обрадовалась, что мы нашли и вернули ей сестричек. Вы все очень старались. Вы были все молодцы!
Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунок на тему: «Что самое интересное сегодня я узнал?».