Мамы и папы, еще до рождения ребенка пытаются написать что-то вроде сценария его будущей жизни, беря информацию о воспитании детей чаще всего из Интернета или впитывая ее из совершенно противоречивых источников. Современные родители гораздо больше времени начали уделять своим детям по сравнению с тем, что было раньше, придавая этому настолько важное значение, что когда им это не удается, их мучает чувство вины.
Исследования показали, что 80% современных родителей с высшим образованием прибегают к новым технологиям, чтобы загрузить личное время, и чем-то полезным занять свое чадо. Благотворное влияние образовательных компьютерных программ доказать не удалось – зато стопроцентный положительный эффект имеют объятия, совместные игры, прогулки и старомодное «Ку-ку!», на которых строится нормальное взросление. Требования к детям тоже очень изменились. Наши мамы часто напоминали нам, что «Я - последняя буква в алфавите», что скромность – это достоинство. Сейчас родители учат своих детей, что скромность – это порок. Мамы и папы делают из своих детей мини-копии себя или тех, кем бы они сами хотели быть – успешных, красивых и знаменитых.
Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только даёт, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание – не односторонний процесс, оно заключается в сотрудничестве.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые методы и формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям современных родителей.
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (индивидуальные консультации, практикумы, мастер-классы и т.д.);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении ДОУ (совет родителей, попечительский совет).
Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний родительской аудитории являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях.
Роль психолога в организации работы с родительской аудиторией может меняться. В идеале психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей.
В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, тесты.
Лекция
Лекция как метод работы с родителями достаточно популярна. Лекция – это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объём информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории.
С помощью иллюстраций, интересных примеров психолог направляет усилия родителей на постановку проблемы. Условия творческой активности во время лекции: личностно-ориентированный подход. Например, вы приходите прочитать лекцию на тему: «Влияние семьи на формирование личности ребёнка». Вы входите в аудиторию и видите, что родители настроились «это» как-то пережить. И здесь вы раздаёте листочки и просите ответить на вопрос: «Каково ваше мнение по поводу трудностей современной семьи?». Годится ответ на любом уровне: на уровне абстрактно-логических дефиниций, на уровне представления, на уровне образа, без подписи, с подписью, как угодно. Хотите пошутить – шутите. Цель данного приёма: сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из состояния пассивно-ленивого слушания, выявит типичные стереотипы. Готовность сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблему в своих знаниях и т. д.)
Дискуссия
Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.
Приёмы организации дискуссии.
«Круглый стол» - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов совета родителей).
«Форум» - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, развитие детей с ОВЗ.
«Симпозиум» - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.
«Дебаты» - обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент».
Метод исследования
Получение знаний на исследовательской основе противостоит распространённой в практике работы с родителями – манере констатирующего изложения материала – и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты, требующие совместного разрешения («в группу пришёл новый ребёнок, дети его не принимают»; «как подготовить детей к школе» и др.) решаются на основе применения следующих схем организации исследования во время занятий с родителями:
Встреча с проблемой
Вариант 1-й
Последовательность шагов
1. \\\"Ввод\\\" в проблему
Задача этого этапа заключается в том, чтобы собрать фактический материал.
2. Проблематизация
На этом этапе родители имеют возможность увидеть проблему.
3. Депроблематизация (теоретическое представление, комментарий).
4. Проектирование практических действий. На данном этапе происходит поиск возможностей применения.
Вариант 2-й
1. Определение проблемы (\\\"мы не знаем, что делать\\\").
2. Подготовка наглядных средств для предъявления проблемы (например, родители обеспокоены чрезмерным увлечением детей компьютером: сделать силами родителей видеоролик или презентацию, провести социологическое исследование, анкетирование).
3. Осуществление исследовательской деятельности преимущественно в группе: поиск вариантов решения.
4. Подведение итогов. Оценка процесса. Оценка содержания.
5. Практическая реализация.
Вариант 3-й
1. Осознание наличия проблемы и ее значения (часто проблемы являются надуманными).
2. Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению.
3. Выработка (выдвижение) различных вариантов решения.
4. Выработка, принятие решения.
5. Применение.
Чтобы задать динамику исследованию, нужны специальные \\\"разогревающие\\\" приемы: эвристические вопросы, интересные задания, тесты, мини-эксперименты.
Эвристические вопросы
К ним относятся семь ключевых вопросов: \\\"Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос (например, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос: кто-чем?). Существуют различные списки таких вопросов, например:
1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей)
2. Что нужно сделать? (Цели)
3. Где? (Уточнить место)
4. Когда? (Время)
5. Как? (Метод) и т.д.
При формулировании вопросов психолог должен придерживаться следующих правил.
1. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения (альтернативные вопросы, на которые возможны однозначные ответы \\\"Да\\\" или \\\"Нет\\\", ограничивают собеседника).
2. В вопросах должна быть минимальная информация.
3. Вопросы должны быть так интересно поставлены, чтобы каждый новый вопрос давал иной, неожиданный взгляд. Суггестивные вопросы типа: \\\"Вы, несомненно, тоже придерживаетесь мнения, что?..\\\" - также ограничивают возможности собеседника и часто пробуждают желание возразить, высказать несогласие с психологом.
Интересные задания
Например, вы предлагаете родителям поговорить о воспитании: «Воспитание – это…»
• Согласны ли вы с утверждением «Воспитание – очень сложный процесс»?
• Чем воспитанный ребёнок отличается от невоспитанного?
• Кто в семье должен заниматься воспитанием ребёнка?
• Что такое невоспитанность?
• Какие методы воспитания используются в вашей семье?
Такие вопросы могут быть мостиком для установления атмосферы доверия, спокойствия и сотрудничества с психологом. А далее можно попросить родителей нарисовать образ воспитанного человека и провести обсуждение или привести интересные высказывания.
Мини-эксперимент «Парадоксальная ситуация»
«Парадоксальная ситуация» - приём, позволяющий либо создать познавательный конфликт, либо включить естественное любопытство к исследовательской деятельности.
Например, интересно подумать вместе с родителями о значении такого психологического понятия, как потребность в достижении цели.
Психологический тренинг
Как показывает опыт, эффективным методом, позволяющим родителям приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, является тренинг (активное социальное обучение). Он требует от педагога-психолога не только профессиональных знаний и коммуникативных умений работая с группой, ему важно соблюдать условия и принципы построения взаимодействия с родителями, помнить, что на эффективность контактов с ними влияют его умения и навыки правильно выбрать интонацию, грамотно говорить, использовать профессиональную терминологию, а также жесты, мимика, манера держаться перед публикой, вкус в одежде и др.
При проведении тренинга, как правило, применяются приёмы, которые содержат:
• знакомства;
• интерактивные игры;
• ролевую игру;
• групповую дискуссию;
• тренировку поведенческих навыков;
• психогимнастику;
• анализ ситуаций;
• элементы психодиагностики и т. п.
Цель социального обучения родителей в том, чтобы помочь им усвоить как можно больше типов взаимодействия, основанных на принципах социально-педагогического партнёрства и равенства между детьми и взрослыми.
Психологические игры
Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации игры с взрослыми важным является как отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом.
В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.
Ситуационно-ролевые игры
Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности родителей. Например, на одном из родительских собраний была разыграна ситуация: «Два ребёнка не поделили игрушку и подрались. Ваши действия…»
Разогревающие игры
Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросите родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно. Разогревающих игр очень много. Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся «мостиком» к обсуждению серьёзных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными смыслами, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы.
Диагностика
Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом рассуждений и переживаний, побуждая к самоанализу. Тест – это, прежде всего, инструмент диалога.
Детско-родительские мероприятия
Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состав: родители и дети. Можно включать сюда психолога и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.
Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.
Хотя мы говорим о детско-родительских мероприятиях в аспекте работы с родителями, они не менее важны для детей. Они позволяют ребёнку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Более того в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции. Причём, чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у детей. Это положение необходимо объяснять родителям.
Использование разнообразных методов работы с семьями воспитанников даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками жизни детского сада и незаменимыми помощниками. Родители понимают, что их участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А.Сухомлинский).