Оказавшись в большом и сложном мире взрослых, маленький человечек не сможет в нем выжить без нашей помощи. Задача взрослых – уметь проникнуть во внутренний мир ребенка. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Сталкиваясь с новыми предметами и явлениями, с потоком информации, ребенок нередко становится в тупик. В одних случаях он пытается разобраться в неясном самостоятельно, в других обращается за помощью к взрослым. Но результат полноценного развития ребенка будет достигнут в том случае, если эта работа систематическая целенаправленна и соответствует возрастным особенностям детей и имеет преемственность детского сада и семьи в целом.
Детский сад, руководствуясь научно обоснованными программами, помогает семьям в развитии, воспитании и обучении дошкольников. Задачи, направленные на развитие ребенка и педагогические условия их успешного достижения, представлены во всех программах дошкольного образования – комплексных и ряде специализированных. Решение задач эстетического воспитания дошкольников осуществляется во всех видах и формах воспитания и обучения, в любой их деятельности – в игре и занятиях, в труде и действиях в быту. Любое занятие дает возможность формировать у детей эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления. Эстетическое отношение может быть выражено и к содержанию материала занятия, и к процессу обучения. Когда обучающие виды деятельности ведутся в хорошем темпе, четко, упорядоченно, удачно сочетаются объяснения, вопросы, используются произведения, показ иллюстраций, музыкальное сопровождение, тогда сам ход обучения вызывает у детей чувство удовлетворения и все задания они выполняют с готовностью получить новые знания, с заинтересованностью. Пособия и обучающий материал должны не только отвечать учебным задачам, но и соответствовать художественным требованиям. Ребенок испытывает удовольствие, когда он манипулирует пособиями красивой окраски, формы и выполненными из привлекательного материала.
Эстетические чувства активизируют и познавательные интересы детей, углубляют их знания и представления об окружающем их мире, эмоционально обогащают личность ребенка. Методы эстетического воспитания служат развитию у детей способности видеть прекрасное в окружающем, переживать, воспринимая красоту окружающего их быта. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных приемов в зависимости от того, с каким явлением эстетического характера мы знакомим детей.
Однако же ведущей деятельностью является художественная. Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, не зависимо от того, где она формируется – на занятиях в процессе обучения, в игре, в развлечениях или же просто в самостоятельной деятельности детей. Вот почему изобразительная деятельность является главной основой и важным условием эстетического развития детей на всех возрастных этапах дошкольного детства. Многие занятия по изобразительной деятельности, направленные на эстетическое воспитание детей, способствуют вместе с тем развитию важных для письма качеств при подготовке ребенка к школе. Развитию ручной умелости до поступления ребенка в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока, природный и бросовый материалы.
В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаши и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом, развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно отмечается педагогами школ то, что дети, много рисующие в дошкольные годы и хорошо владеющие различными техниками в рисовании, легче выучиваются писать (именно поэтому педагоги – методисты, разрабатывающие методику обучения письму в школе, включают упражнения, которые готовят руку к письму: рисование, лепку, аппликацию). Более всего эффективны занятия по подготовке руки, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4-5 лет, а из целого куска (если это лепка), одной линией контура (если рисование или аппликация). В лепке примерами таких занятий могут быть изделия по мотивам дымковских игрушек (из целого куска пластилина или глины), лека фигуры животных или человека в движении (из целого куска). В аппликации предпочтительнее отдавать особое внимание занятиям, на которых дети будут вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое или совмещают два способа: один, где изображение вырезают из бумаги, сложенной вдвое (например, вазы, цветы), а другой – на глаз (овощи, фрукты, ягоды, грибы). Что же касается рисования, то наиболее эффективные по подготовке руки к письму имеет декоративное рисование по мотивам русских народных и украинских вышивок и росписей, узоры по мотивам кружевоплетения, росписи посуды или игрушек по мотивам городецкой, гжельской, хохломской, дымковской и др. росписей народного декоративно-прикладного искусства (можно сделанные вместе с детьми из глины или папье-маше). Можно использовать рисование с натуры простым карандашом, где помимо передачи формы и строения ребенок будет использовать в рисовании свето-тоновые отношения – для этого придется по-разному нажимать на карандаш. Проводя такие занятия , нужно помнить о том, что они имеют прежде всего эстетическое значение, направлены на решение основных изобразительных задач. Важно быть внимательными к тому, чтобы работа ребенка выполнялась тщательно, чтобы, решая творческие, эстетические задачи, дети использовали правильные приемы. Зрительно-двигательная координация, ручная умелость детей развиваются в разных видах изодеятельности: в рисовании, лепке и аппликации. Однако же для развития кисти руки и подготовки к письму лишь рисование играет особую роль. Так как только во время рисования дети пользуются инструментами , близкими по форме, способу держания и действия к ручку, которой пишут в школе. Да и поза ребенка и положение его рук близки к тем, которые необходимы при письме. Когда ребенок рисует, нужно обращать внимание на то, чтобы он правильно держал карандаш или кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, спокойно, не сгибая, положив его вдоль карандаша), следить за тем чтобы ребенок не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 см выше отточенного конца или ворса, сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет и будет выполнять эти правила, и овладение техникой письма не составит для него никакого труда. Если же не обращать внимания на то, как дети держат карандаш (кисть) при рисовании, то впоследствии, когда ребенок приходит в школу, усвоенное им неправильное положение кисти при рисовании переносится и на ручку, которой он также берет неправильно. Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, плавные движения. Движения такого характера будут отрабатываться в рисовании, когда ребенок равномерно, плавно наносит элементы узора на бумагу. Важно научить ребенка правильно закрашивать изображения – не торопясь, спокойно, не выходя за контур линии, двигая карандашом туда и обратно, в одном направлении. На многих занятиях по рисованию можно полностью или частично использовать упражнения, подготавливающие к письму (имеется в виду рисование разнообразных завитков, которые встречаются в народном декоративном творчестве). И все же эстетическая ценность таких занятий сохраняется, но для ребенка главная задача – красиво, аккуратно нарисовать. Часто, для того чтобы подготовить руку ребенка к письму. Им предлагают раскрашивать картинки (книжки-раскраски). Эти упражнения помогают отработать нужные для письма качества движения руки (неторопливость, сохранение направления штрихов, равномерность нажима, аккуратность). Книжки-раскраски нужно подбирать детям с учетом их возрастных особенностей. Нужно с детства воспитывать организованность в работе. Нельзя оставлять без внимания, когда ребенок «перескакивает» с одной картинки на другую, не закончив раскрашивание. Такое действие воспитывает в детях неорганизованность… Правильные технические умения и навыки нужно формировать у детей систематически и последовательно. По мере того как ваш ребенок овладеет техниками рисования, лепке, аппликации, рука его станет более умелой, движения – более легкими, свободными, уверенными. У ребенка сформируется умение быстро и легко останавливать движение режущей бумагу или рисующей руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (а это важно уметь и во время письма). Конечно, овладевая лепкой, аппликацией, рисованием ребенок не научится писать, так как письмо – это особенная графическая деятельность и овладеть ею можно лишь только тогда, когда пишешь. Но все же бесспорно то, что рисование и другие виды изобразительной деятельности развивают руку ребенка, делают ее умелой, свободной и легко владеющей пишущим инструментом, развивают зрительный контроль за движением кисти руки. Такой ребенок в школе овладеет письмом без особого труда. Рисуя или занимаясь лепкой, дети учатся мыслить, у них развивается фантазия. Образное восприятие мира, творческое отражение увиденного в рисунке, лепке, аппликации формируют в ребенке эстетические переживания и оставляют в душе ребенка глубокий след. Только большое искусство сможет заложить первые впечатления о прекрасном в жизни. Это и есть сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет видеть окружающий мир, откликаться на прекрасное в жизни. И если родители и педагоги относятся внимательно к детскому творчеству, если они создают все условия для развития детского творчества, то изобразительная деятельность приобретает огромное, неоценимое значение не только для эстетического развития, но и для всестороннего воспитания детей. Гармония всех сторон художественного воспитания – основной путь в мир прекрасного в дошкольном детстве.