Российское образование претерпевает в последние годы множество изменений. Модернизация происходит в соответствии с мировыми тенденциями: предлагаются новые цели и содержание, новые отношения и поведение, повышается интерес к социокультурному и духовному назначению образования. 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задача стандарта: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [1] представляется нам одной из наиболее значимых на сегодняшний день, в связи с заметным ухудшением социокультурной ситуации и нравственного состояния подрастающего поколения. Огромный поток различной, часто негативной, информации, обрушиваясь на ребенка посредством телевидения, интернета, кино, мультфильмов, журналов, комиксов и т. д., снижает его душевную чувствительность к чужой боли, страданию. Поэтому у современных детей наблюдается повышенная агрессивность и равнодушное отношение к окружающим.
Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для нравственного развития, усвоения норм морали и социальных способов поведения, во многом определяющим нравственный облик человека в будущем. Ребенок дошкольного возраста особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, а также установленных в обществе образцов поведения, которые станут регуляторами его поведения. Поэтому так важно не упустить период дошкольного детства в нравственном воспитании. Активное вхождение ребенка в общество требует освоения системы отношений между людьми, понимания того, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, умения понимать чувства и эмоции окружающих и выбирать соответствующую линию поведения. Все это ставит перед педагогическим сообществом вопрос: «Как этого достичь?». Более того, как этого достичь, не перегружая ребенка нравоучениями, поучениями, этическими беседами и т.д. Как сделать процесс нравственного воспитания дошкольника интересным для него, вызывающим положительные эмоции? Как, при этом, соблюсти все нормативные требования организации образовательного процесса в дошкольном учреждении?
С этой целью мы разработали методику нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО.
Целью нашей методики является становление нравственной воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста по трем взаимосвязанным направлениям: когнитивному, эмоционально-ценностному и деятельностному.
В нашей системе работы прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и используются различные виды детской деятельности.
Игровая: обыгрывание ситуаций, драматизация отрывков литературных произведений, инсценировка пословиц, творческие этюды по произведениям, этюды на передачу эмоциональных состояний, словесные игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры и т.д.
Познавательно-исследовательская: создание журнала «Добрые люди», поиск и подбор различных материалов соответствующей тематики, разрешение вероятных спорных и проблемных ситуаций: постановка проблемы, обсуждение и поиск решения.
Восприятие художественной литературы и фольклора большинство ситуаций основаны на литературных произведениях нравственного содержания, понимании смысла пословиц и поговорок, умении соотносить освоенный материал с реальной ситуацией (чтение, беседы о прочитанном, придумывание нового конца произведения, исправление ситуации, подбор пословиц и поговорок к характеру героя или идее произведения).
Самообслуживание и элементарный бытовой труд: создаются ситуации реально-практического применения освоенного, ситуации взаимодействия с другими детьми или взрослыми, в которых ребенок может на практике проявить нравственные качества материала (помощь товарищам по группе в каких-либо делах, участие в дежурствах, забота о детях из младших групп и т.д.).
Конструирование из разного материала: изготовление подарков детям младшего возраста, заболевшим друзьям, бабушкам и дедушкам, родителям, изготовление украшений для группы, декораций для мини-спектаклей и т.д.
Изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность: дети принимают активное участие в оформлении журнала, придумывают иллюстрации к новым сюжетным линиям, переносят на бумагу образ «нарисованный» музыкальным произведением (настроение музыки), подбирают цветовые кляксы к образам литературных героев, различным эмоциональным состояниям, слушают различную музыку, танцевальными движениями передают ее характер и настроение и т.д.
В ходе работы значительно обогащается предметно-пространственная развивающая образовательная среда: подбираются атрибуты для драматизации, элементы костюмов и реквизита, создаются игровые персонажи, появляются коллажи, опорные картинки, сюжетные картинки, модели и схемы для пересказа, дидактические игры, книги и журналы, иллюстрации к произведениям и многое другое.
Содержание нашей методики реализуется в форме длительного проекта: «Издательство «Хорошие люди»». Для развития познавательных интересов проектно-поисковая деятельность особенно значима. Она стимулирует исследовательскую активность детей, самостоятельность, инициативность, развивает способность применять освоенные представления в сходных ситуациях. Коллективная работа детей в микрогруппах дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, позволяет активизировать и поддерживать интерес детей к нравственным проблемам. Дополнительной общественно-личностной мотивацией становится создание журнала, в котором собираются суждения детей, их рассказы, рисунки, сформулированные ими правила поведения и общения.
Один общий длительный проект состоит из пяти мини проектов (работа над каждым нравственным качеством отдельно) и предполагает создание своего журнала о «вежливых людях», «аккуратных людях», «честных людях», «отзывчивых людях», «щедрых людях».
Каждый мини проект имеет свою внутреннюю логику, основанную на последовательности освоения ребенком нравственной позиции литературного персонажа и переноса ее в собственное поведение: на первом этапе реализация задач происходит за счет подробного анализа образа литературного героя (поступки, мотивы, чувства, эмоции); на втором - за счет соотнесения нравственной позиции литературных героев с реальными поступками окружающих людей; на третьем – посредством самоанализа и соотнесения нравственной позиции литературных героев со своим собственным поведением.
В ходе работы мы использовали разнообразные методы и приемы: анализ образа литературного героя, беседу после прочтения литературного произведения, которая приводит ребенка к пониманию главной мысли, установление причинно-следственных связей, логической последовательности между событиями в тексте, подготовку к творческому пересказу и инсценировке и др.
Драматизация использовалась с целью развивать умение принять на себя роль литературного героя, занять его нравственную позицию и донести его образ до зрителей. Драматизация литературных произведений – увлекательная детская деятельность. Они с удовольствием принимают в ней участие и даже не самые активные дети хотят исполнить какую-нибудь роль. Различные атрибуты и элементы костюмов помогают ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Дети сохраняют только идею и образ героя благодаря тому, что здесь нет необходимости в дословном воспроизведении текста, присутствует возможность говорить «от себя».
Самое главное - донести до зрителей характер героя, его эмоции, поэтому в предварительной беседе особое внимание уделяется не только нравственной стороне поступков того или иного персонажа, но и его чувствам и переживаниям.
Творческий пересказ от лица литературного героя позволяет мысленно оказаться на месте другого человека, «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, почувствовать то, что чувствует он, понять, почему он поступил так, а не иначе, что он думал и какие эмоции испытывал. Это дает детям возможность осознать нравственную позицию литературного героя, его чувства, мысли, мотивы поступков и переживания и тем самым ответить на вопросы, которые часто задают взрослые: «Представь, что бы ты почувствовал на его месте?» или «А как бы ты поступил на его месте?».
Чтобы развивать умение творчески пересказывать произведение от лица литературного героя, мы используем следующие приемы:
- Выход за рамки сюжетной линии героя: «Давайте представим, что мог бы делать этот герой до того как…?», «Что могло бы произойти, после того как…?», «Что он мог делать в то время, когда…?»;
- Игра «Разговор по телефону»: от лица героя позвонить несуществующему в тексте персонажу и рассказать ему свою историю;
- «Словесное рисование»: закрыть глаза, представить и описать своего героя (внешность, характер), место, в котором он находится, чувства, которые испытывает и др.
Одним из наиболее важных моментов в нравственном воспитании является умение оценить ситуацию, поступок, мотивы поступка с позиции хорошего или плохого, доброго или злого и объяснить свою оценку.
Развитию этих умений способствует обращение к личному опыту детей посредством таких игровых ситуаций как: «Портрет героя», «Я похож, я отличаюсь», «За что меня можно хвалить, за что меня можно ругать», «Кто я? Какой я?». Такие ситуации способствуют развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умения определять собственные положительные и отрицательные качества, оценивать конкретные поступки и соотносить их с характером и поступками литературного героя.
Также в нашей методике широко используется изобразительная и музыкальная деятельность. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости и умения отражать свои впечатления и настроение с помощью изобразительных и музыкальных образов. Классическая музыка и изобразительное искусство помогают передать эмоциональное состояние человека, а также смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, в силу чего оказывают сильное эмоциональное воздействие и способствуют созданию общего положительного эмоционального фона.
Для того чтобы заинтересовать ребят нами был придуман герой-помощник Журналёнок, который и подводит детей к идее создания журналов о нравственных качествах. Чтобы помочь Журналенку выполнить «задание редактора» или найти ответы на вопросы «читателей», дети с радостью принимают на себя игровые роли журналистов, фотокорреспондентов, иллюстраторов. Вся работа строится на творческом взаимодействии с детьми, в процессе которого ребята обогащают свой жизненный опыт и видят итог работы - красочный журнал, на страницах которого собраны их собственные рассказы, суждения о том, что значит быть аккуратным, вежливым, честным, отзывчивым, щедрым человеком, проиллюстрированные их собственными рисунками и фотографиями. Дети проявляют самостоятельность и творчество в оформлении страничек журналов, придумывают названия рубрик, уже само создание журнала становится мотивацией их деятельности.
Для того чтобы помочь детям перенести свои представления на практику, в группе создавались ситуации взаимодействия, в которых пряталась проблема нравственного характера. Например:
Реально-практическая ситуация «Добрые волшебники».
Цель: развитие умения работать совместно с товарищами, на практике проявлять отзывчивость, чуткость, заботу.
Контекст ситуации для педагога: детям предлагается разделиться на микрогруппы (3 человека) и смастерить поделки-оригами (например, создать зоопарк); каждая подгруппа делает только одну поделку, каждый ребенок в подгруппе выполняет только свой этап общей работы по созданию поделки. По окончании работы хвалим всех детей и положительно оцениваем все поделки, а затем предлагаем подарить их малышам. Обязательно делаем акцент: «Кто хочет, тот подарит свою поделку детям младшей группы, а кто хочет – оставит для себя, на выставке в нашей группе».
Материал: схемы игрушек оригами, бумага для поделок, игровой персонаж, фотоаппарат.
Такие ситуации лучше организовывать на две-три микрогруппы поскольку они сложны как для детей, так и для педагога. Во-первых, детям нужно договориться о том, кто какой этап работы будет выполнять, при этом не ссориться, учитывать мнения и желания друг друга, быть доброжелательными в процессе выполнения работы, помогать, подсказывать друг другу, поддерживать. При этом воспитатель должен быть готов, при необходимости, включиться в обсуждение и помочь детям договориться, предотвратить или разрешить возможные конфликты. Во-вторых, кроме нравственной проблемы – отдать поделку или оставить себе, возникает еще одна – поделку создавали трое детей, следовательно, и решение нравственной проблемы должно быть общим. Каждому ребенку нужно высказать свое мнение, если мнения разные, то нужно привести аргументы в пользу своей позиции и постараться понять и принять позицию товарищей, и, в конечном итоге, прийти к общему решению. Все это требует от педагога максимального внимания и педагогического такта, поэтому привлекать к участию в практических ситуациях сразу всю группу детей нецелесообразно.
Активными участниками наших мини-проектов были родители наших воспитанников. Семья является первым и самым главным звеном в нравственном воспитании детей. Поэтому очень важно, чтобы родители и педагоги стали союзниками, чтобы их объединяла общая цель, нужно обеспечить единый взгляд на нравственное воспитание и единый подход в его реализации. Педагогам необходима поддержка членов семьи ребенка всегда, но особенно важна она именно в нравственном воспитании. Поэтому сначала был организован круглый стол на тему «Нравственное воспитание дошкольников: что значит быть хорошим человеком?». Его целью было познакомить родителей с нашей методикой, объяснить чего мы хотим достичь. Анкетирование, которое мы предварительно провели, чтобы выявить отношение родителей к проблеме нравственного воспитания, их методы воспитания, позволило нам определить точки соприкосновения и возможности сотрудничества. В группе был создан «Почтовый ящик», в котором родители могли оставлять свои вопросы, пожелания, описание проблем, фоторепортажи, рассказы, материалы для журнала и т.д. Мы старались максимально привлечь родителей к работе над журналами: они брали интервью у своих детей, а дети брали интервью у членов своих семей, совместно придумывались рассказы или правила, родители принимали участие в создании иллюстраций к журналу или им поручалось сделать фотоотчет о выходном дне или празднике и т.д.
Таким образом, наша методика позволяет решить задачи Стандарта в области нравственного воспитания через интеграцию пяти образовательных областей, в различных видах детской деятельности. Организация работы с детьми, представленная в нашей методике способствует развитию нравственных качеств, пониманию особенностей поведения литературных героев и реальных людей, их эмоциональных состояний и переживаний и способствует перенесению нравственной позиции литературного героя в собственное поведение ребенка.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный образовательный ресурс] / Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003