Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества.
Необходимость усиления познавательного интереса к отечественным традициям и праздникам в условиях детского сада диктуется его ведущей ролью в формировании качеств, необходимых каждому гражданину России. Именно в дошкольном возрасте, как свидетельствует подавляющее число исследований, формируются базовые качества личности, определяющие всю последующую жизнь.
Педагогические просчеты на этом этапе в будущем остаются практически невосполнимыми. Следовательно, внимание к патриотическому воспитанию в условиях детского сада должно быть приоритетным.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором предусмотрены задачи по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Основной задачей образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО является развитие интересов детей, становление сознания, формирование познавательных действий, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В настоящее время можно отметить снижение интереса к русской народной культуре. Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется, значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но задача дошкольного образования - сохранить самобытную культуру родного края, возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.
Дошкольная организация является начальным звеном системы образования, обеспечивающим создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Дошкольная организация реализует основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ с приоритетным направлением деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
В настоящее время в дошкольном учреждении имеется современная образовательная среда, оснащенная новейшим оборудованием и компьютерной техникой. Обеспечен доступ во всемирную сеть - Интернет.
В групповых ячейках оформлены уголки патриотического воспитания, стенды, посвященные 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне, информация о родном крае в виде фотовыставок, детских рисунков.
Проведенное среди воспитанников учреждения и их родителей анкетирование показало, что к 5 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию родной страны и края; у 65% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края, страны; 62% родителей осознают значимость воспитания патриотических чувств у дошкольников, из них 42% считают эту деятельность прерогативой дошкольного учреждения.
Снижение познавательного интереса дошкольников к изучению истории родного края заставило нас задуматься над этой проблемой и побудило к поиску таких форм образования, которые будут способствовать приобщению дошкольников к русской народной культуре, к самобытному творчеству.
Методы и формы организации работы
Образовательная деятельность по формированию познавательного интереса детей к традициям родного края осуществляется через следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, детские проекты, участия в конкурсах, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников.
В работе с дошкольниками используются следующие методы и приемы: показ слайдов, художественное слово, пояснения, рассказ, игровой метод и другие.
Центральным звеном социально-коммуникативного развития является гуманное воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, включая моральные и нравственные, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В основу образовательной работы были положены следующие принципы:
- принцип развивающего обучения: использование различных методов и приемов, активизирующих умственную деятельность детей;
- принцип личностно-ориентированного общения: в процессе обучения дети выступают партнерами педагога в изучении материала;
- принцип «позитивного центризма»: отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- принцип тематического планирования материала: изучаемый материал разделен на тематические блоки;
- принцип исторической последовательности: изучение материала, основанного на использовании краеведческого материала;
- принцип наглядности: подобрана соответствующая изучаемому материалу наглядность: иллюстрации, фотографии;
- принцип рационального сочетания разных видов деятельности: поставленные задачи решаются в разных видах детской деятельности.
Особое значение в формировании познавательного интереса к традициям народной культуры у дошкольников имеет создание предметно-пространственной среды.
Проектирование культурно – образовательной среды в дошкольном учреждении необходимо осуществлять, базируясь на естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Основные требования – максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию. В соответствии с этими подходами в группе организуется среда, соответствующая ФГОС ДО.
Центральным звеном в развивающей среде по формированию познавательного интереса к традициям родного края является центр краеведения, куда входит: русская горница, экологическая тропа, мастерская по работе с глиной, изостудия. Его создание является целесообразным при соблюдении конкретных условий:
Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим подобран материал о городе Белгороде, который включает сведения об историческом прошлом, о современном культурном облике. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой.
Интегрированность. Установление взаимосвязей в природном и социальном окружении обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. С этой целью подбирается материал о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.
Диалогичность. При соблюдении этого условия реализуются характерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог времён, диалог ребёнка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлена «горница», где размещаются предметы и элементы быта русского народа.
Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка. Это можно проследить в музыкальной деятельности, где используется музыкальный фольклор (пение патриотических песен, исполнение стихов, танцев).
Кроме основного центра краеведения, в группе создан патриотический уголок. Здесь оформляются выставки «Достопримечательности города Белгорода, «Борисовская керамика», «Храмы Белгорода», «История улицы Князя Трубецкого», где расположен детский сад №33, «История народного костюма», что создает условия для обогащения детских представлений. Также изготовляются карты города, улиц. Свои впечатления о родном крае дети отражают в рисунках, выполненных совместно с родителями и воспитателями.
Работа может быть эффективна только при условии активного привлечения к ней родителей на правах полноправных участников образовательных отношений: они знакомят детей с семейными традициями, инициируют помощь в оформлении и устройстве мини-музея в группе.
Социальное партнерство с музеем, детской библиотекой также способствует повышению познавательного интереса к традициям русского народа и помогает приобщить дошкольников к сохранению самобытной культуры родного края.
Таким образом, разработанная и апробированная система работы по повышению уровня познавательного интереса к традициям родного края доказала свою результативность и эффективность.
« Родина-место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Изучение своей родины, своего родного края помогает учащимся стать настоящими гражданами своей страны.