Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - это сложный, многосторонний психиче¬ский процесс: её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинается формироваться тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион¬ный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физиче¬ский слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Важно, чтобы у ребенка появи¬лась потребность пользоваться речью, как основным способом общения. На треть¬ем году жизни в развитии речи детей происходят значительные усложнения: они овладевают грамматическим строем речи, способным легко усваивать новые зву¬ки, закреплять их произношение в собственной речи.
Прекрасным средством в развитии речи детей, их речевое общение является устное и народное творчество, выраженное в малых формах фольклора: колы¬бельные песенки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, сказки. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащают речь детей. Вслушиваясь в певучесть образность народного языка, ребенок не только овладе¬вает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.
Работу с ознакомление детей с устным народным творчеством следует на¬чинать с младшего возраста. У детей этого возраста большой интерес к потешкам, песенкам. Именно они помогают «разговорить» малышей.
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с дру¬гими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать детей до¬школьного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей, способствуют освоению грамматического строя речи, содержат в себе большие возможности формирования фонематического восприятия, чему способствует особая интонаци¬онная организация (напевные выделения голосом гласных звуков, медленные тембр), наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний. А так же по¬зволяют запоминать и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторо¬ну речи. Колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке не¬разрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест. Потешки, частушки представляют собой прекрасный речевой материал, ко¬торый можно использовать для развития речи. При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, воз¬можно, использовать, например, потешку про заиньку, где однокоренными слова¬ми будут: зайка-заинька, серенький-серый. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они ис¬пользуют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе с различной интонацией.
Потешки обогащают словарь детей новыми словами, выражениями. Вслу-шиваюсь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко их запоминают, вводя в свою речь. Качая куклу, повторяют: «Баю-баюшки-баю...», при умывании: «водичка-водичка умой моё личико...» и т.д.
На третьем году жизни для речевого развития детей очень полезно исполь¬зовать такой прием, как отгадывание и совместное придумывание загадок. В по¬добных играх, дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на их зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влия¬ние на разностороннее развитие детей. Употребление для создания в загадке ме¬тафорического образа, различных средств выразительности (приема олицетворе¬ния, использования многозначности слова, определение, эпитетов, сравнений) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста, обо¬гащают словарь детей, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Произнесение скороговорок благоприятно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, заодно обогащает сло¬варный запас. Скороговорки будут наиболее полезны детям с определенными проблемами. Многие из них торопятся, «проглатывают» слова и окончания, гово¬рят невнятно. Другие, наоборот, говорят слишком медленно, «растягивают» слова.
Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного произношения, совершенствование дикции, развитие фонематического воспри¬ятия, связной речи, обогащение словаря.
Свежесть, чистота, наивность, гармоническая ценность сказки служат для малышей первым толчком к развитию мышления, творчества. Например: в сказке «Репка» ясно видна логика, связь причины и следствия. Изумителен по меткости и красоте язык народных сказок - язык простой, меткий, лаконичный, каждое слово на месте, ничего лишнего нет. Сказка - прекрасный материал для обучения разго¬ворной речи, так как широко используется диалог. Многие сказки исключительно построены на диалоге, который рисует характер действующих лиц, их поступки, действия. Например, сказки «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко».
Изложение, повествование во многих сказках ритмично. Прием троекратно¬го, а иногда и многократного повторения уже придают ритмичность развитию дей¬ствия. Сказка «Репка», «Курочка Ряба» очень ритмичны. Многократное проговаривание речевого материала - один из приемов развития восприятия речи, обогаще¬ние словаря в младшем возрасте. Сказка дает своим героям меткие прозвища, ко¬торые так нравятся детям: Лисичка-сестричка, мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.п. Звуковая форма этих определений продиктована зрительными и слуховыми впечатлениями. Слова-прозвища часто подкрепляются и звукоподражанием. Петух в сказке поёт: «Ку-ка-ре-ку», собака лает: «ав-ав», лягушка квакает: «ква-ква» и т.п. Звукоподражательные слова особенно близки и понятны, эмоционально воспри¬нимаемы нашими малышами, так как по уровню своего речевого развития они широко используется и в средствах общения.
Сказка так же расширяет рамки окружающего мира, помогают решению такой за¬дачи, как ознакомление с окружающими предметами и явлениями со своей об¬разной житейской мудростью. В сказке «Курочка Ряба» прослеживается тема «До¬машняя птица- курочка», её умение нести яйца. Сказки «Теремок», «Колобок» - зна¬комят с образом диких животных, с их характерными признаками, способом оби¬тания в лесу. Сказка «Заячья избушка» ярко показывает природные явления (тая¬ние снега, льда). Действенный повтор очень нравится детям. Играя с игрушками, предметами: курочкой, яйцом (сказка «Курочка Ряба») дети выполняют различные движения соответственно глагольным словам, повторяя их в различных граммати¬ческих формах:
«Бил-бил не разбил,
Била-била не разбила».
Играя с предметами-фигурками по сказке « Репка» дети неоднократно повто¬ряют сочетания с действием .
«Тянет -потянет вытянуть не может...
Тянут -потянут вытянуть не могут...»
Дети непроизвольно изменяют глаголы по числам, закрепляя их в активе. Неоднократно повторяют фразу с глаголом повелительного наклонения «...бабка,
детка... - иди репку тянуть!». При знакомстве со сказкой «Колобок» дети играют с колобком - мячиком, повторяя: «покатился, катится, катится..., ушел, ...уйду». Мно-гократные, осознанные проговаривания слов-глаголов помогает в игровой обста¬новке усваивать глагольный словарь.
При знакомстве с темой «Посуда», обучая детей различению по величине предмета, называнию величин, можно использовать сказку «Три медведя». Дейст¬вую с посудой, дети относят предметы по величине (большой медведь - большая чашка - большая ложка).
Итак, устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индиви¬дуальности малыша. Планомерное, систематическое использование фольклора положительно влияет на развитие речи детей. У детей формируется умение слу¬шать, понимать, подражать прослушанному, расширяется запас речевых категорий (лексических, грамматических). Поэтому необходимо, как можно шире использовать его в воспитании детей.