Ребенку нельзя говорить: « Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.
. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Это блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности Невротическое развитие ребенка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.
. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети раннего и даже дошкольного возраста реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
. Недопустимо сравнивать ребенка / его дела и поступки/ с кем-то другим, нельзя противопоставлять, характеризуя только отрицательно. Это является с одной стороны психотравмирующим, с другой, формирует негативизм, эгоизм и зависть.
. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет чувствовать себя нужным, любимым и умелым. Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способствовать социальной адаптации своего ребенка. Ему жить в мире людей, окруженному не только близкими. Учите его общаться, не ограничивайте его мир стенами вашей квартиры и территорией близлежащего двора.
. В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию. А также контролируйте свои эмоции. У тревожных и невротичных родителей очень не спокойные дети.