На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.
Создание педагогических условий на основе личностно – ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или ее функциональной незрелости.
Задержка психического развития - это такой вид аномального развития ребенка, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые могут быть компенсированы под воздействием медикаментозного лечения, при специальном коррекционном воздействии и под влиянием временного фактора.
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.
Проблемой изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране занимаются современные исследователи и педагоги: Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, В.В.Лебединский., М.С.Певзнер, Т.А.Власова., К.С.Лебединская, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Т.А.Власова Н.Ю.Борякова.,У.В.Ульенкова,Г.Е.Сухарева,Е.М.Мастюкова,С.Д.Забрамная, В.П.Глухов, С.Г.Шевченко, И.Ю.Левченко и другие.
Причины, обуславливающие ЗПР, многообразны.
Очень опасны следующие вредности:
- неблагоприятные факторы во время беременности (психотрвмы, неблагоприятные социальные условия, вредные привычки матери…);
- вирусы, проникающие через плаценту;
- венерические заболевания;
- воспалительные заболевания половых органов;
- родовые травмы;
- обвитие пуповиной (асфиксия);
- длительный безводный период;
- заболевания ребенка в послеродовой период и другие причины.
К.С.Лебединская подразделяла задержку психического развития на 4 группы:
1. ЗПР конституционального происхождения. По – другому данный тип можно назвать – гармонический инфантилизм. Такие дети маленькие и щуплые. Выглядят младше своего возраста.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Это обусловлено длительной соматической недостаточностью ( аллергия, пороки сердца, неврозы и т.д.)
3. ЗПР психогенного происхождения. Это связано с неблагоприятными условиями воспитания и неблагоприятными условиями окружающей среды.
4. Церебрально – органического генеза. Более 90% детей с ЗПР - такого происхождения. Данный тип сложно поддается коррекции.
Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.
У ребенка с ЗПР произвольное внимание не сформировано, а непроизвольное внимание носит фрагментарный характер. Темп восприятия замедлен. Наблюдаются трудности в восприятии цвета, формы, временных представлений, ориентировки в пространстве и т.д. Виден дефицит объема и прочности памяти. Особенно затруднена вербальная память. Мышление замедленное, вялое. Даже наглядно – образное мышление развито недостаточно. Недостаточно сформированы процессы анализа, синтеза, обобщения. Дети не могут без специального обучения устанавливать причинно – следственные связи и т.д. часто наблюдается нарушение эмоционально – волевой сферы. У детей с ЗПР часто имеются те или иные нарушения в развитии речи: нарушения звукопроизношения, грамматического строя речи, фонематического слуха, связной речи, а главное – часто нарушена понятийная сторона речи. Имеют место нарушения поведения и эмоционально –волевой сферы.
Лишь только при активной и правильной коррекционной работе специалистов, дети с задержкой психического развития могут достигнуть положительных результатов на дошкольной ступеньке образования и в дальнейшем – в школьном обучении.
В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ.
В основную общеобразовательную Программу дошкольного образования ДОУ, разработанную на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьированье сроков усвоения материала, специальные подходы, формы, методы и приемы усвоения необходимых знаний и навыков, особые условия адаптации детей с ЗПР.
Программа составлена на основании следующих законов. ФГОС -?
1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 2730ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 сентября 2013г.)
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г. № 666 г. Москва.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от17 ноября 2013г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
4. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ МОиН РФ от 30.08.2013г. № 1014).
5. Постановление от 15 мая 2013г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидиомиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014г.)
6. «Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. От 25.11.2013).
Главная цель программы – планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом в группе для детей с задержкой психического развития.
Эта цель рабочей коррекционной программы учителя-дефектолога позволяет формировать фонематическое восприятие, подготовить ребенка к обучению грамоте, способствует всестороннему развитию речевых процессов, формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов.
Рабочая программа решает следующие задачи:
1.Определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей контингента воспитанников данной группы.
2.Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
3.Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
4.Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
5.Формирование мотивации к учебной деятельности и подготовка к школьному обучению.
По данной адаптированной рабочей программе целесообразно работать учителю-дефектологу, который работает с детьми с выраженной задержкой психического развития и тяжелыми речевыми нарушениями, не имея в штате учителя-логопеда.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики, дидактики и психологии:
• Принцип единства диагностики и коррекции , определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению ребенка.
• Принцип компенсации (опора на сохранные, более развитые психические процессы).
• Принцип системности и последовательности в подаче материала.
• Принцип наглядности и доступности.
• Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
• Принципы научности и прочности.
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно –педагогического процесса осуществляется с участием разных специалистов: невролога, психиатра, дефектолога, психолога, логопеда, воспитателей и т.д.
• Принцип гуманизации ( признание личности ребенка высшей ценностью воспитания и обучения).
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.
Программа предполагает два года обучения в группе компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития.
Данная рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка. Гибкость данной рабочей программы дает возможность обеспечить коррекционно-педагогическое воздействие, которое направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Это достигается за счет модификации коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР под редакцией С.Г.Шевченко, программы коррекции нарушений речи Т.Б.Филичевой и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психо-физического развития детей данного контингента и решения общеобразовательных задач дошкольного образования.
Ведущим специалистом в группе для детей с ЗПР является учитель- дефектолог, который выстраивает основное направление коррекционной работы и осуществляет взаимодействие с учителем-логопедом, воспитателями группы и узкими специалистами ДОУ.
Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР.
• Фронтальная. Одной из форм работы являются фронтальные занятия (музыкальные, физкультурные и некоторые занятия воспитателей группы).
• Подгрупповая. Фронтальные занятия с подгруппой детей. Эти занятия с первой подгруппой проводит учитель-дефектолог, а параллельно со второй подгруппой проводит занятие воспитатель. Затем подгруппы меняются.
• Занятия малой подгруппой (по2-3 ребенка). На этих занятиях проводится коррекция сходных нарушений детей.
Фронтальные занятия проводятся в более короткий временной промежуток по сравнению с нормально развивающимися детьми. Так, в старшей группе -20 минут, в подготовительной -25 минут. Это продиктовано повышенной истощаемостью и низкой работоспособностью детей с данным нарушением. Примерно в середине занятия обязательно проводится физкультурная минутка. Между занятиями обязателен десятиминутный перерыв.
• Индивидуальная. Индивидуальные занятия проводятся по специально разработанному графику учителем-дефектологом. Длительность 10-15 минут.
• Индивидуальные занятия и занятия малыми подгруппами проводят воспитатели во второй половине дня, где закрепляется изученный материал на занятиях у учителя-дефектолога.
• Консультативная. Одной из наиболее весомых форм работы является работа с родителями группы и работа по взаимодействию всех специалистов ДОУ, работающих с детьми данной категории.
В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам детского сада необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома, как закреплять знания, полученные в детском саду за прошедшую неделю.
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.
1. Словесные ( вопросы, объяснение, беседа, рассказ…).
2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).
3. Практические (практические упражнения, графические работы…).
1.При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и оно специально планируется педагогами. Оно может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое. Используются такие наглядные средства, как различные предметы, игрушки или их копии, иллюстрации, слайды, символы, схемы и т.д. в работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Поэтому, иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.
3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т.д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Но необходимо помнить, что упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований: осознанный подход воспитанников к выполнению упражнений и соблюдение дидактической последовательности в планировании упражнений педагогом.
Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
В большинстве случаев все методы сливаются. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.
Педагогам, работающим с детьми с задержкой психического развития различного генеза, необходимо правильно отбирать методы коррекционного воздействия в зависимости от структуры дефекта и наличия сохранных звеньев организма. Чаще всего в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями используются следующие методы:
Методы моторной коррекции (методы релаксации, методы ритмики, телесно – ориентировочные и т.д.).
Сенсомоторные методы (методы слухового и зрительного восприятия учебного материала, наглядные, практические…).
Когнитивные методы (методы организации психических процессов, вербально –логические методы: проблемно –поисковые, исследовательские…).
В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
- К таким методам можно отнести фитотерапию. Это лечение с помощью лекарственных растений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т.д.
- Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т.д.
- Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР, т.к. многие из них имеют в анамнезе диагноз невролога – ПЭП, ЧМТ, ММД, СДВГ и т.д. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях . В нашем ДОУ Приобрели «Фиолетовую комнату» Воскобовича…..
- Пескотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Таким образом, в коррекционной работе педагогов с детьми с ОВЗ практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. В специальных коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР процесс воспитания проходит в осложненных условиях, поэтому педагоги решают не только общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивают удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории детей с отклонениями в развитии. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала ДОУ и родителей ребенка.
Литература.
1. Шевченко С.Г.:
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Программы. Москва, 2005г.;
- «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты». Пособие для учителей. Москва, 2001г.
2. Борякова Н.Ю.:
- «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». Москва, 2000г.;
- «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР». Методическое пособие. Москва, 2008г.
- «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». Методическое пособие. Москва, 1999г.
3. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». Москва, 2009г.
4. Филичева Т.Б., ТумановаТ.В. «Дети с общим недоразвитием речи». Москва, 2000г.
5. Веракса Н.Е, Комарова Т.С. «От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования». Москва, 2010г.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи». Москва, 1990г.
7. Романова Л.И., Цыпина Н.А. «Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития». Сборник документов. Москва, 1993г.
8. Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития». Нижний Новгород, 1994г.
9. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, 2003г.
10. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно». Москва, 2004г.