Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Этим малышам для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Большинство детей с задержкой психического развития имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.д. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается
при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки.
Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориетировочно-исследовательской деятельности.
Ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок. Метод проб как поисковый основан на том, что ребенок фиксирует правильные действия и отбрасывает ошибочные варианты.
У детей с задержкой психического развития чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Выполняя то или иное задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает, на какие свойства и отношения предметов нужно опереться, а потому не в состоянии достичь положительного результата. Развитию восприятия и представлений препятствует то, что умственно отсталые дети не овладевают поисковыми способами ориентировки.
Основная задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей с задержкой психического развития поисковые способы ориентировки при выполнении задания, создать интерес к свойствам и отношениям предметов, подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности - предметной, игровой, трудовой и изобразительной.
Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно процесс игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый - узнавание, здесь дети с задержкой психического развития испытывают трудности; второй - создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.)
Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, заставляя ребенка вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойство. Однако по-настоящему четкими, подвижными представления становятся только тогда, когда они соединяются со словом - названием данного предмета. Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время.
Развитие тактильно-двигательного восприятия, имеет много общего с развитием зрительного восприятия. Оно также начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. Путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития наглядно-образного и элементов логического мышления. Развитие наглядно-действенного мышления тесно связано с развитием ориентировки в окружающем предметном мире, в первую очередь, с овладением поисковым способам - способам проб и ошибок. У дошкольников с задержкой психического развития наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить.
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность умственно отсталого ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт дает возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане. Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. По звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы, по голосу можно различить своих и чужих людей, узнать голоса животных, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие.
У детей с задержкой психического развития формирование
слухового внимания, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно корригирована.
Для ребенка с задержкой психического развития эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроем должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата. Роль взрослого в дидактической игре действенна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
Дидактические игры служат как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе: умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей.
Литература
1. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.
2. Образовательный научно-методический центр «Развитие и коррекция». Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего воз¬раста. - М., 1998.
3. Жукова Н., Мастюкова Е. Если ваш ребенок отстает в разви¬тии.-М., 1993.
4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников. - М., 1993.