Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Авторы: Поветкина Светлана Алексеевна, воспитатель
Афанасьева Анастасия Валерьевна, воспитатель
МБДОУ детский сад №27
г. Белгород
Аннотация: в данной статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственность, духовность.
Целью нашей работы, является создание условий для приобщения родителей и детей к духовно-нравственным ценностям.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств у детей, возник у нас с появлением детей. Мы считаемважным развивать в детях интерес к окружающему миру, формировать у них представление о принадлежности к человеческому роду, воспитывать уверенность к себе, формировать умение анализировать поступки,чувства, мысли, а также научить детей относиться к людям с пониманием и сочувствием.
Одним из самых важных периодов в духовно-нравственном становлении личности ребёнка является дошкольный период. Заложить духовно-нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям внешнего мира, обучить детей правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи решаются в стенах дошкольного учреждения.
Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.
По нашему мнению, воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, так как мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, имеющих размытоепонятие о добре и зле.
Воспитание духовно развитой и полноценной личности возможно только совместными усилиями родителей, воспитателей и поддержки государства.
Основным средством духовно-нравственного воспитания является такие средства как духовные упражнения для ума, сердца и чувств дошкольника.
Как и какие духовно-нравственные качества будут развиваться у ребёнка, прежде всего, зависит от родителей, воспитателей и окружающего малыша общества.
Духовно - нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическимвоздействиям и ознакомлению дошкольника с нравственными нормами поведения в процессе любой деятельности.
В нашей группе детского сада существую следующие правила:
- нельзя драться и обижать друг друга;
- нельзя ломать и портить игрушки;
- нельзя брать чужие вещи.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают нам, что самым проблемным местом в этой деятельности является семья. Многие родители не понимают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм и образцов поведения через подражание. Мы считаем, что родителям необходима помощь в осознании сохранения и передачи нравственных и духовных обычаев и ценностей, а так же что именно родители ответственны за воспитание детей.
Нашей задачей, как педагогов, является отбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему. Такие как природа и мир животных дома, труд людей, традиции, общественные события и другое. Причем моменты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. К примеру, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
В нашей работе по развитию духовно-нравственного воспитания мы используем следующие методы:
- наблюдения;
- беседы;
- игры;
- изучение иллюстраций книг и детских журналов;
- чтение познавательных рассказов и их обсуждение.
Конечно же, на первом месте по формированию духовной личности дошкольника, является игровая деятельность, имеющая глубокий смысл и значение. Мы считаем, что именно такая деятельность способствуют формированию правил и норм нравственного поведения, так как через индивидуальные и коллективные игры ребёнок будет подражать взрослым, тем самым утверждаясь в этих нравственных нормах.
Немало важно обучать ребёнка рисованию, лепке и аппликации, потому что именно так дошкольник раскрывает свою внутреннюю сущность. В нашей группе, дети, занимаясь продуктивной деятельностью, учатся не только улучшать творческие навыки, но и формировать понятие «коллективный труд», которое заключаться в умение договариваться и делиться друг с другом.
По нашему мнению, дошкольников важно вовлекать во все виды деятельности, рассказывать и показывать малышам окружающую природу, наблюдать и изучать её.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников невозможно представить себе без приобщения к истокам национальной культуры русского народа и коренных народов родного края. В народной педагогике издревле заложены основы любви и уважения к родной земле - кормилице, к старшему поколению, к природе, сострадания к обиженным и слабым. Для этого в своей работе мы используем мини-музей русской народной куклы. Посредством знакомства с этими куклами, дети узнают традиции и обычаи русского народа, знакомятся с православными праздниками (Рождество, Пасха, Колядки).
Мини-музей русской народной куклы помогает не только в работе с детьми, но и с родителями. На родительских собраниях мы рассказываем, какие игрушки помогают детям в становлении духовно-нравственного человека и что для этого важно развивать у детей такие качества как: доброта, милосердие, сочувствие и т.д.
Мы предлагаем родителям мастер-классы по изготовлению русских народных кукол. В число этих кукол входят самые разные, например «малышок-голышок», «мальчик на пальчик» и другие. Родители с удовольствием изготавливают кукол с детьми и дети счастливые уходят домой с новым творением.
В нашем детском саду часто проводится театр в различных его проявлениях: театр теней, театр на пальцах, театр зверей и другие. Мы превращаем нечто познавательное в игровую форму, тем самым заинтересовывая детей.
Когда мы показываем малышам театральное представление, мы рассказываем сказки с нравственным уклоном, которые, в свою очередь, являются одним из средств воспитания в ребёнке духовно-нравственных качеств. После театрализованного представления, мы рассуждаем о чём эта сказка, какова её мораль, плохо или хорошо поступил герой сказки, почему той или иной поступок совершать можно, а другой нельзя.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Необходимым условием для духовно – нравственного воспитания детей является создание предметно – развивающей среды. Интерьер большинства дошкольных организаций Белгородской области способствует успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Как сказал В.А. Сухомлинский: «Детство — важнейший период человеческой жизнине подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш».
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения маленького человека.
В заключение мы хотим отметить, что формированиеличности маленького человека исключительноважное значение имеетдуховно-нравственного воспитание. Большая роль в этом отводится родителя, дошкольным учреждениям и педагогам. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.