Например, предложите ребёнку встре¬титься на прогулке с великанами-деревьями и их детками- листьями, отправьтесь на поиски подарков осени или в разведку, наблюдая за поведени¬ем птиц. Мы не советуем в один раз включать несколько объектов для наблюдения, не давать много ин¬формации сразу. Уделяйте внимание каждый раз чему-нибудь одному: дереву, кустарнику, цветам, иначе восприятие будет поверхностным.
Чтобы ребёнок узнал и запомнил всё, что вы хотите, нужно не только показывать и назвать. Давайтемалышу потрогать, понюхать, при возможно-сти подействовать с предметами, рассматриваемыми на прогулке. Соберите листья с разных деревьев, чтобы ребёнок понял, что каждое де¬рево имеет свою форму листа, свой запах, цвет. Потрогайте кору стволов, на ощупь она у каждо¬го разная. Изобразите руками, телодвижениями форму кроны. Предложите ребёнку обнять де¬рево, к которому вы пришли в гости, задать ему вопросы и услышать ответы этого дерева (отвечать оно будет, конечно, голосом взрослого). Захватите с собоймелки. Обведите листья мелом на асфальте, заштрихуйте, раскрасьте, при желании подпишите.
Вызывайте удивление разноцветной красо¬той парка, оголённой кроной деревьев, ворохом ярких листьев на осенней траве, придумывайте красивые слова (рябинушка, кудрявая). Только не превращайте прогулку в скучный урок с заучива¬нием названий, признаков и особенностей. Зна¬ния будут усвоены лучше, если они получены и за¬креплены в игре. Вспомните игры своего детства: «С какого дерева эти листья», «Раз, два, три к берёзе (дубу, клёну, ели...) беги», «Узнай по описанию», «Ветер по лесу летал, ветер листики считал», «Сдуй листочек с ладошки».
Для детейболее старшего дошкольного возраста можно предлагать интеллектуальные игры соревновательного характера, такие как «Я знаю 5 деревьев, зимую¬щих птиц, признаков осени...»,«Я знаю …отличий деревьев от кустарников, кустарников от цветов, дуба от ивы...). При этом играющий взрослый может иногда ошибаться, а маленький знаток его поправлять. Взрослые понимают, что они способ¬ствуют закреплению знаний, умению ориенти¬роваться на заданный признак, а детям как раз и хочется показать свою осведомлённость.
Во время прогулки фотографируйтесь и обя¬зательно снимайте всё вокруг, чтобы сохранить впечатления. Соберите букет листьев, плоды или ягоды для будущих поделок или предметы всех цветов осени - желтые, коричневые, красные, бурые... Дети любят такие «бродилки - находилки». Они помогают им «оживить» увиденное в парке и поделиться своими новыми открытиями.
Хмурит брови день осенний.
Без зонта - совсем пропасть.
Замедляет лист круженье
Словно ищет, где упасть.
Если хочешь, по дорожке
Погулять пойдем вдвоём.
Цвета осени ладошки
Мы в букеты соберём.
Осень, как художник
Лес разрисовала.
Поле, роща, дождик-
Золотым всё стало.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад.
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Осень с листьями играет,
Листья с веток обрывает.
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Листья осенние тихо
кружатся,
Листья нам под ноги тихо
ложатся
И под ногами шуршат,
шелестят,
Будто опять закружиться
хотят.