Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств так же является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний и определённого уровня развития.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти – семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов).
Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике – позе и жестам.
Источником переживания малыша оказывается всё, к чему он прикасается, всё, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми – взрослыми (сначала близкими) и детьми – ребёнок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом – на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребёнок не склонен до поры отделять чёткой границей от мира людей : он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.
На протяжении дошкольного детства происходит «воспитание чувств» - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой лёгкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша- бесспорный психологический факт.
Ребёнок познаёт мир прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо «плотнее», чем наше. Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те образы, которые у него сложились. Отвлечённые словесные рассуждения взрослых ребёнок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко.
В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения, и сам малыш будто по мановению волшебной палочки превращается в «капитана», «космонавта», «доктора». Постепенно становятся возможными игры, которые целиком происходят в воображении ребёнка.
Шестилетний мальчик расставляет вокруг себя игрушки, ложится и тихо лежит целый час. Мать спрашивает : « Что ты делаешь? Ты заболел?» - «Нет, я играю». – «Как же ты играешь?» - «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».
Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов – составляют ли они силу или, напротив, слабость дошкольника? Любой однозначный ответ на этот вопрос, пусть и подкреплённый вескими доводами, привёл бы нас к неправильным выводам.
Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: « бурное веселье, а через минуту – слёзы. Управлять своими переживаниями ребёнок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он таиться, как взрослый человек, - у малыша всё на виду. Пятилетняя девочка спрашивает отца: «Когда ты что-нибудь теряешь, ну галстук, книгу, ты плачешь?» - «Нет, - отвечает отец, - я ищу и стараюсь найти». – «А я плачу». – «Разве это помогает найти?» - Нет, но слёзы сами выскакивают».
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Поведение окружающих по отношению к ребёнку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т.д. Ребёнок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой – причинённое ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.
Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сёстрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.
Вместе с тем, когда другой ребёнок (даже любимый им брат, сестра, пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.
Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов; он сочувствует несчастью Красной Шапочки немногим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребёнок вживается в сказку, начинает воспринимать её персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду.
Особое сочувствие ребёнка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступкам отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.
Чувства, испытываемые ребёнком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали её дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребёнок берёт на себя роль героя.
«Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребёнка, а только от оптимальной системы «мать – дитя».
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному стульчику, гневается на ударивший его (ребёнка) камень.
Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребёнку постоянно грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребёнка в состояние напряжения, тревоги и страха.
Чувство страха возникает иногда и без воздействия взрослых. При встрече ребёнка с необычным, новым, у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица (когда, например, лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д).
От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребёнку ничего не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребёнка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.
На протяжении дошкольного детства чувства ребёнка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявление подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
Типичной для ребёнка старшего дошкольного возраста становится длительная привязанность к сверстнику, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы.При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям. («Вова знает много игр»; « С ним весело»; «Она добрая»).
Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребёнка. Старшие дошкольники обнаруживают чувство комическогов гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над наивным Незнайкой, Мастером-ломастером и т.п. В шутках детей появляется скрытый смысл, попытки «поймать» собеседника на ответе, несоответствующем действительности. Так, шестилетний Андрюша спрашивает маму : «Мама, ложка потонет?» - «Конечно» - «А деревянная?»
Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство прекрасного, вызываемое у ребёнка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Для трёх – четырёхлетнего дошкольника красивое – это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик. К старшему дошкольному возрасту ребёнок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребёнок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребёнка. Во-первых, ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трёхлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слёзы, скрыть страх и т.п. Во-вторых, он усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врождённых механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребёнок научится ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства средств выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребёнок овладевает ими путём подражания.
Есть и ещё одна, пожалуй, наиболее важная особенность эмоционального развития пяти-семилетнего ребёнка: все его эмоциональные проявления становятся чётким отражением поступков, которые в свою очередь, имеют чёткую выраженную мотивацию. Существовала, да и сейчас существует старая и исключительно правильная формула криминалистики: «ищи, кому выгодно». Перефразируя это выражение, справедливо будет говорить в отношении ребёнка: меняется настроение – ищи почему. Все эмоциональные проявления ребёнка именно в этом возрасте становятся чётко и обоснованно мотивированными.