НОД в старшей группе
«Полна чудес весенняя природа»
Цель: формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить знания детей о последовательности весенних изменениях в природе (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветений травянистых растений, деревьев и кустарников), изменений в жизни животных, появлении насекомых, прилёте птиц, гнездовании;
Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природы ( с наступлением весны день становиться теплее, длиннее; оттаивает земля; растения получают много света, тепла, влаги, начинают быстро расти; для животных появилось больше пищи; возвращаются и вьют гнёзда перелётные птицы; у животных появляются детёныши) ;
Активизировать употребление в речи глаголов, лексических единиц по теме.
Развивающие:
Развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;
Развивать эстетическое восприятие окружающей среды через зрительные и слуховые рецепторы, мелкую моторику, познавательный интерес.
Воспитательные:
Воспитывать у детей экологическую культуру;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Образовательная область: социально-коммуникативная, познавательная, физическая, речевая, художественно-эстетическая.
Вид детской деятельности: коммуникативный, познавательно-исследовательский, двигательный, музыкальный, восприятие художественной литературы и фольклора, игровой, изобразительный.
Оборудование:
Стихотворение А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами»;
Музыкальное сопровождение: фонограмма с музыкой Вивальди «Весна», запись голосов птиц, журчания ручейка;
Модели весны : солнце, сосульки, ручеёк, день-ночь, майский жук, трава и подснежник, скворец, медведица с детёнышем, поле с трактором;
Демонстрационная картина о весне, конверт с письмом и весенними раскрасками-дорисовками, магнитофон, карандаши.
Предварительная работа: ВХЛ о весне, рассматривание иллюстраций и беседы о весне, наблюдения на прогулке, игры дидактические.
Ход НОД:
Воспитатель:
Динь-дон, динь-дон,
Слышим мы весенний звон.
Улыбнуться нам пора,
С добрым утром детвора!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: (обращает внимание на письмо на окошке)
Кто- то бросил нам в окошко
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо.
Или это воробьишко, пролетая обронил.
Или это кот письмо, как мышку
На окошко заманил!
Это нам сорока прислала, предлагает совершить путешествие. Для этого нужно просто назвать, какой сегодня день недели? Какой месяц? Какое время года? И мы отправляемся ,в какое путешествие? Да весеннее!
Сначала мы пойдем по узенькой тропинке (дети, берутся за руки и идут змейкой.)
На пути нам попался ручеёк, нужно его перепрыгнуть (перепрыгивают воображаемый ручеёк)
Дальше у нас высокая трава (дети идут высоко поднимая колени).
Вот и река, через неё перекинут мостик (идут на носочках по «мостику», руки – в сторону).
Звучит музыка Вивальди «Весна» (дети и воспитатель садятся на ковре). Воспитатель: Мы будем говорить о природе в одно из самых удивительных времен года, мы будем слушать звуки природы, познавать ее.
Воспитатель читает стихотворение Пушкина:
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Воспитатель:
Что же это за утро года, ребята?
Дети: Весна!
Воспитатель: Как вы думаете, почему весну так назвал поэт?
Дети: Всё просыпается, оживает, расцветает.
Воспитатель: Давайте разберёмся по порядку, как же всё в природе происходит. Обратите внимание на наши картинки. Что на них изображено?
Работа с моделями весны .
Дети: Весенние признаки в природе.
Воспитатель: С чего же начинается приближение весны?
Дети: Ярче светит солнышко. Поднимается выше от линии горизонта в полдень.
Воспитатель: Что делает солнце? (Пригревает, припекает)
Давайте найдем такую картинку.
Вот оно, солнышко! Какое оно? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, лучистое, доброе).
Как ласково солнце называет русский народ? ( Солнышко-красное …).
Воспитатель: Давайте вспомним как народ закликал весну?
Дети:
Солнышко ясное, нарядись!
(хлопки по плечам, скрестив руки на груди)
Солнышко красное, покажись!
(хлопки в ладоши)
Платье алое надень,
(хлопки по коленям)
Подари нам красный день!
(хлопки над головой).
Воспитатель: Солнце пригласили, припекает оно? Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? (Снег стал таять). Каким стал снег? (Грязный, серый, рыхлый, липкий, мокрый, холодный). Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручейки).
Выставляется модель сосульки
Воспитатель: Садитесь ребята, поудобнее, прислушайтесь что за звук? Поет ручеек. Что можно сказать про ручеек? Какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный) Почему говорят, что он «бежит»? Кто может бежать? (Человек, животное, бегут те у кого есть ноги, лапы.) У ручейка нет ног. Почему же про него говорят, что он «бежит»?
Дети: Потому, что он быстро течёт.
Воспитатель: В этом случае слово «бежит» применяется в переносном значение. Вспомните, когда ещё слово «бежит» применяется в переносном значение? (Время бежит).
Что имеют в виду, когда говорят «время бежит»? (Ответы детей). Правильно. Это значит, что время проходит незаметно, очень быстро.
Пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Солнце ласково смеется,
(отчерчиваем в воздухе круг указательными пальчиками)
Светит ярче, горячей,
(показываем растопыренные ладони)
Из пригорка звонко льется
(указательным пальцем правой руки проводим по ладони левой)
Разговорчивый ручей.
(указательным пальцем левой руки проводим по ладони правой)
Я журчу, журчу, журчу,
(ладошки вперед, шевеля пальчиками)
Гладко камешки точу,
(потираем ладошки)
Синей лентой разбегусь,
(«змейкой» ладошками)
В речку полную вольюсь.
(соединить ладошки, разъединенные в стороны)
Хороша моя водица,
(массируем большим пальцем все остальные)
Наклонись ко мне напиться.
(наклон, руки «горсткой»)
Речка, травы шевеля,
(шевелим пальчиками)
Ручейком зовет меня.
(плавные движения ладонями из стороны в стороны)
Воспитатель:
А бывает весной дождик?
Модель ручейка
Дети: Да.
Воспитатель: Какой он? (теплый, сильный и т.д.) Вот прошел весенний дождик. Что дальше произойдёт в природе?
Дети: Появились проталинки. Расцветают первоцветы, появляется травка, другие цветы, листики на деревьях раскрываются (переходят к следующей картинке).
Физкультминутка. Хоровод «Землюшка- чернозём»
Воспитатель: Кто же пробуждается весной с появлением проталинок? Ну раз появились цветы.
Дети: Насекомые (бабочки, жучки и т.д.).
Вдруг раздаются стук дятла (фонограмма)
Воспитатель: Ребята , а что за странный звук? Вы догадались? Да это же дятел шлёт своим пернатым друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные места. А как мы с вами встречали птиц? (пели за клички, читали стихи, рассказывали приметы весны, развешивали скворечники). Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, грачи, ласточки, жаворонки, кукушка). Давайте, послушаем как поют птицы.
Фонограмма записи голосов птиц.
Игра «Хорошо-плохо»
Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега, птицам нечего есть, так как все насекомые зимой спят, а на юге тепло).
Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим их, не слышим их пения, многие птицы погибают в пути, не выдержав трудной дороги).
Выставляет модель скворца.
Воспитатель: Весной происходят изменения и в жизни животных. Расскажите какие именно? ( В лесу медведи, барсуки, ежи пробудились от зимней спячки. Появились детёныши.)
Д/и «Кто где родился?»
(У белки родился бельчонок, где…в дупле большого дерева, и т.п. )
Модель медведицы с детёнышем.
Воспитатель: Осталась последняя модель, кто догадался и расскажет о ней? Да всем хватает хлопот весной. Ведь не зря поговаривал русский народ: весна год кормит. Ребята, а какие пословицы и поговорки о весне вы знаете? (Дети называют).
Весенний день год кормит.
Весенний дождик лишним не бывает.
Кто весной трудиться рад – будет осенью богат.
Много воды – много травы.
Грач на горе - весна на дворе.
Увидел на вербе пушок – и весна на шесток.
Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
Весенняя пора - поел да со двора.
Март – с водой, апрель с травой, май с цветами.
Воспитатель: Вот сколько народной мудрости в пословицах о весне. Присядем на полянке отдохнуть и посмотрим на эту картинку. Весна вдохновляет поэтов, музыкантов. Сегодня мы с вами слушали прекрасные стихотворения о весне, музыкальные произведения. А мы с вами будем художниками и создадим свою картину весны (демонстрация картины «О весне»).
Воспитатель: Что на ней изображено?
Дети: Лес весной.
Воспитатель: Я вам скажу по секрету, что художник не до конца нарисовал картину весны, а мы с вами можем сделать ее еще более красивой, законченной. (Дети разбирают с подноса картинки – наклейки, рассматривают, приклеивают по очереди и называют весенний признак: ярко светит солнышко; появляются проталинки; расцветают подснежники; мишка просыпается, выходит из берлоги; зайчик; птицы;).
Воспитатель: Мы с вами прошли маршрут, который называется «Чудеса весенней природы». Ребята подошло к концу наше весеннее путешествие. Что вам больше всего понравилось?
Дети: Слушать журчание ручейка. Рассматривать картинки с весенними признаками. Быть цветочками на лесной полянке.
Воспитатель: Скажите, какой же самый первый признак весны появления в природе?
Дети: Весеннее солнышко. Оно не просто светит, но и греет землю. И всё начинает просыпаться после зимнего сна.
Воспитатель: (Обращая внимание на картину, которая висит на доске).
Мы с вами «создали» картину, на которой очень много весенних признаков. Как можно её назвать? (Выслушиваем предложения детей).
Воспитатель: Весна вступает в свои права и радует своими чудесами.
А в нашем конверте сорока приготовила вам сюрприз. Достань-ка, Максим. Да это весенние раскраски и мы их положим в центре творчества для свободной деятельности.