Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника - игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего. Он никогда не сохнет, не имеет запаха. Оставляет все поверхности совершенно чистыми.
Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.
Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:
– развитие диафрагмального дыхания;
– развитие фонематических представлений;
– совершенствование грамматического строя речи;
– развитие связной речи;
– формирование слоговой структуры речи;
– развитие мелкой моторики.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребенку.
Игры, которые использую в своей работе:
• «Расчисти дорожку», «Проложи путь», «Найди сюрприз». При выполнении игр необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи, не раздувая щек.
• «Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);
• «Чего не стало?» закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;
• «Транспорт» употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за.
• «Подбери слово» подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).
• развитие связной речи
• «Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)
• «Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).
Использование кинетического песка дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;
- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.