Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования. Игровая деятельность, ведущая деятельность ребенка дошкольного детства.
Что же стоит за понятием «ведущая деятельность»? Почему игру называют именно так?
Для детей игра, которую принято называть еще и «спутником детства», составляет основное содержание жизни, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Основной особенностью выступает в ней наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого, т.е. подражает ему. В игре ребенок подражает не только действиями, но и отображает отношения, чувства и переживания взрослого. Здесь, возможно вам надо подумать о том примере, который вы предлагаете для подражания, часто даже не подозревая этого. Но одного вашего примера для подражания не достаточно. Очень важно желание и умение взрослого организовать игру в условиях семьи, ведь количество детей, воспитывающихся дома вне детского сада, очень велико. В это ситуации в основном родители знакомят детей с окружающим миром повседневной жизни, развивают воображение ребенка, дают возможность ребенку примерить на себя роль взрослого. От фантазии творческого потенциала родителей, будет зависеть разнообразие игр в семье и здесь, очень важно учитывать возраст ребенка и его возможности.
Ролевая игра в младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) является первым этапом в уровнях развития сюжетно-ролевой игры. Здесь основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты – бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют с взрослыми, а самостоятельная игра кратковременная. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет – заместитель, который ранее использовался в игре. Сюжет цепочка из двух действий и воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Начинать обучение детей ролевой игре нужно с реальных бытовых действий, знакомых детям. Играя с детьми, взрослый одушевляем игрушки, приписывая им понятные детям желания, а затем и эмоциональные состояния. Например, взрослым начинает игру: «Ты играешь. Я тоже сейчас поиграю с зайкой. Зайка хочет, есть» (приписывают игрушке знакомое ребенку желания). Взрослый кормит зайку из игрушечной тарелки, сопровождая свои действия символами: «Ешь, открывай рот. Вот какой сынок, съел всю кашу», говорит искренне эмоционально, заинтересованно. Дальше взрослый вовлекает в игру ребенка: «Давай поиграем. Вот кукла и мишка за столом. Я буду кормить, куклу, а ты мишку. Они есть хотят». Так происходит передача игрового действия к ребенку. Аналогичные игры проводятся в других сюжетных ситуациях: приготовление обеда, купание куклы, стирка кукольного белья т.п..
Усложнением подобных игровых ситуаций является приписывание игрушке не только желания, но и эмоционального состояния («не хочет, есть, капризничает, плачет, смеется и т.п.»), а так, же выражение эмоционального отношения игрушки («пожалею, успокою»). Для установления связи между игровыми действиями взрослому удобно использовать речевой оборот, сначала – потом: «Давай, искупаем куклу, только у нас нет ванночки, сначала нужно сделать ее из кубиков, чтобы потом купать куклу. Вот и готова ванночка, теперь будем купать куклу.» В дальнейшем прямая подсказка игровых действий сменяется косвенной: «Сначала покормим куклу, а потом что будем делать?» эти приемы обеспечивают переход от одного действия к другому. Вскоре дети сами начинают проговаривать, сто они сделают сначала, а что потом.
Также необходимо периодически создавать проблемные ситуации, например «Кукла, испачкала свое платье», «Обезьянка ждет гостей», «У лисички нет домика». Для этого взрослый должен организовать предметную среду. Например, в кукольном уголке сидит кукла, у которой испачкано платье, или за накрытым столом сидит обезьянка. Взрослый должен помочь ребенку заметить необычность обстановки, обнаружить проблему и разрешить ее: постирать кукле платье, построить для лисички домик из кирпичиков и т.п.. Игра обязательно должна развиваться и усложняться. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну, и ту же ролевую игру, например, в больницу, при этом игра не развивается, и он прокручивает одни и те же сюжеты – плюшевый мишка получает слишком много лекарств – пора вмешаться. Можно прочитать ребенку сказку К. Чуковского «Айболит» и на основе прочитанного ввести в игру новые роли. Расширяя игровой опыт своего ребенка, используйте любые возможности сообщить ему не только новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Если ребенок знает что, в кастрюле варится суп, то открытием для него может стать то, что суп необходимо помешивать, чтобы он не выкипел.
Игровые сюжеты детей младшего дошкольного возраста отображают представления, полученные ими из разных источников. Дети могут играть в то, что в личном опыте было давно, в то, что они узнали из разговоров, книг, телепередач. Очень обогащают личные впечатления проулки со взрослым, во время которой мама или папа подробно объясняют ребенку увиденное в доступной для него форме. Дома нужно обязательно напомнить ребенку об увиденном, обыграть ситуацию с игрушкой. При получении новых впечатлений становится возможным создание игровых сюжетов по представлению, основанных на рассказе ребенка. Например, папа, расспрашивает у ребенка, как его водила мама к врачу: «Что у тебя болело? Ушко? Как смотрел доктор? Поправил зеркальце на лбу? Как велел лечить? Капали в ушко? Вот так? А что мама говорила? «Не бойся!» Завязала ушко, вату приложила? Сказала: «Не снимай, нельзя»! Рассказ-аналогия взрослого повторяет сюжет, выделяя действия, фразы, подчеркивает эмоции, все, что облегчает создание игрового сюжета. Рассказ сопровождается показом: «Наберу лекарство в пипетку и капну - вот так».
Следующий шаг – создание проблемно-игровой ситуации: игрушки заболели; у мишки завязано ушко, а доктора нет «Полечишь? Вот у меня зеркальце есть, и пипетка есть» (можно использовать игровой набор медицинских инструментов). Рассказ ребенка становится основой для сюжета и детализируется рассказом-аналогией взрослого – о лечении, выходных днях, походе в магазин. Сюжеты по представлению обогащают общение родителей и детей, способствуют развитию речи детей.
К концу четвертого года жизни ребенок переходит к выполнению игровой роли, хотя и не всегда может назвать ее. Это требует от взрослого называния ребенку роли и соответствующего действия: «Ты – доктор, та лечишь мишку», «Ты – мама, кормишь дочку», «Ты, как шофер, ехал на машине и рулил». После двух-трех называний роли и действий ребенок начинает связывать свои действия с выполняемой ролью. Освоение детьми действий с куклой или иной игрушкой, развитие умения вести диалог от своего лица и от лица игрушки обогащают самостоятельные игры, делают более продолжительными. Это подготавливает переход ребенка к совместным играм со сверстниками.
Итак, играя с ребенком важно:
1. воздерживаться от критических замечаний;
2. не выходить из роли, пока не закончилась игра;
3. играть в игру так же добросовестно и эмоционально, как и ваш ребенок;
4. быть инициативным, творчески исполнять роль и подавать идею;
5. чутко реагировать на его предложения, поддерживать на его фантазию;
6. предлагая ребенку новое, не подавлять его эмоции;
7. подбирать игры, которые не тормозят развитие ребенка и соответствуют возрасту;
8. быть в игре друзьями, создавая эмоциональную безопасность.
В заключении хочется отметить еще раз важное, значение грамотного участия взрослого в игре для развития не только самой игры, но и всей личности ребенка, семейных, родительско – детских отношений. Организовывая игру, следует помнить, что она должна состоять из совместной игры взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и обязательно самостоятельной детской игры, условия для которой, должен обеспечить взрослый.
И конечно, самое главное, чтобы и родители и дети получали огромное удовольствие от совместной игры.
Список используемой литературы:
1. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста/» Н.В. Краснощекова. – Изд. 6-е Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 251с. – (Школа развития)
2. Игровая среда в домашних условиях. Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. ( Библиотека Воспитателя) (11).
3. Обр. обл. «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»», 2013. – 176с.