Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.
Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые помогут показать детям, что окружающий мир познаваем.
Самостоятельное мышление, понимание глобальных проблем человечества, исследовательский и проектный методы обучения, моделирование, эксперимент, рефлексия, воспитание заботливого и ответственного отношения к себе и миру вокруг - вот новый набор ценностей, с которыми образование вступает в ХХI век.
Известно, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Вряд ли кто-то станет оспаривать это правило, но при этом мало кто знает, как его реализовать в работе с детьми.
Когда никто перед ребенком не ставит никакой специальной задачи, никто не организует его деятельность, его действия вызваны исключительно природным любопытством - качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве человека. Подобную деятельности Н.Н. Поддьяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Задача педагогов - поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.
Серьезный сдвиг в развитии представлений об экспериментировании детей дошкольного возраста связан с именем Н.Н. Поддьяков. Поддьяков основывался не только на наблюдениях за естественным поведением детей, но и экспериментально изучал эту деятельность.
Одно из важнейших наблюдений за деятельностью ребенка состоит в том, чтобы ребенок, экспериментируя с педагогами, получал удовольствие от самого процесса деятельности.
Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы.
Удовлетворение любознательности должно сочетаться, с нетерпением узнать, что же будет дальше, с попыткой высказать собственные гипотезы и предложения.
Вот годовалый малыш, только научившийся ходить, добрался до полированного шкафа. Дотрагивается ручонкой до поверхности - случайное движение, просто нужна опора - и вдруг обнаруживает, что стенка шкафа невероятно гладкая, скользящая. Он еще раз проводит по ней ручкой - на этот раз специально, чтобы повторно вызвать ощущение. Он прикасается к шкафу щечкой, снова трогает его руками, затем поворачивается спиной и скользит по поверхности: маленькое тельце всеми доступными ему способами осваивает окружающий мир. Но и этого мало: через какое-то время он семенит к дивану, трогает ручкой его поверхность: ладошка скользит. Он восклицает: «Нет, нет, нет!» Но это только потому, что запас слов еще слишком ограничен. Владей он речью, он, возможно, как Архимед, закричал бы: «Эврика!» Ведь он сделал открытие: поверхности предметов различаются между собой, бывают гладкие и шершавые, скользящие и задерживающиеся движения.
В данном случае малыш демонстрирует настоящее исследовательское поведение. Он инициативен, он ведет себя творчески.
Ведь стержнем творческой деятельности, согласно представлениям Д.Б. Богоявленской, одно из крупнейших исследований детской креативности и детской одаренности, является именно инициатива, связанная с постановкой задач самим ребенком.
Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребёнка -склонность к экспериментированию есть наиважнейшая задача педагогов.
Детское экспериментирование – широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно с игрушками. Важно, чтобы ребенка окружали игрушки, которые стимулируют его к их обследованию, к многовариантной деятельности с ними.
Конструкторы – одни из таких игрушек. А конструирование – деятельность, обладающая огромными возможностями, стимулирующими развитие ребенка. Причем конструирование – не только создание целостности из частей, из деталей по комбинированному типу. Целостность возникает и за счет убирания лишнего, как это, например, делает скульптор, высекая скульптуру из камня.
Овладения и тем и другим способами действий невероятно обогащает ребенка.
Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода. Но в реальной действительности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребёнком нового знания, что не позволяет практикам реализовать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны – реализовать ФГОС. Поэтому актуальность этой темы очевидна.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в себе самом и реализуют его деятельность.
Целью экспериментирования является, умение делать выводы, различные умозаключения, расширять кругозор, повышать интерес к предметам, сделанным из разных материалов, интерес к природным явлениям.
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира, элементарные географические представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
Предлагаем поиграть с детьми: «Прятки» (игры с водой)
Задачи.
1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, бесцветная, прозрачная.
2. Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет.
3. Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, прозрачная, бесцветная, разноцветная;
4. Воспитывать аккуратность и безопасность при работе с водой.
Материал: ёмкости для воды (прозрачные), краски, кисточки, салфетки. Игрушки из киндера-сюрприза, дидактическая игрушка Почемучка.
Предварительная работа: рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки».
Ход занятия:
В группу приходит Почемучка и предлагает детям поиграть.
- Раз, два, три, четыре, пять – будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка Водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте её найти. Раз -два, раз – два – начинается игра. Раз, два, три, четыре, пять – пора глазки закрывать.
Почемучки опускают игрушку в баночку с прозрачной водой.
- Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать и игрушку называть.
Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).
Почемучка: Вы так быстро нашли мою игрушку?
Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?
Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки.
Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит:
«Раз, два, три, четыре, пять – можно Почемучке глаза открывать. Раз, два, три – игрушки отыщи!»
Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.
Выводы:
- Мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной (грязной) и игрушки не видно.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.
Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые помогут показать детям, что окружающий мир познаваем.
Самостоятельное мышление, понимание глобальных проблем человечества, исследовательский и проектный методы обучения, моделирование, эксперимент, рефлексия, воспитание заботливого и ответственного отношения к себе и миру вокруг - вот новый набор ценностей, с которыми образование вступает в ХХI век.
Известно, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Вряд ли кто-то станет оспаривать это правило, но при этом мало кто знает, как его реализовать в работе с детьми.
Когда никто перед ребенком не ставит никакой специальной задачи, никто не организует его деятельность, его действия вызваны исключительно природным любопытством - качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве человека. Подобную деятельности Н.Н. Поддьяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Задача педагогов - поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.
Серьезный сдвиг в развитии представлений об экспериментировании детей дошкольного возраста связан с именем Н.Н. Поддьяков. Поддьяков основывался не только на наблюдениях за естественным поведением детей, но и экспериментально изучал эту деятельность.
Одно из важнейших наблюдений за деятельностью ребенка состоит в том, чтобы ребенок, экспериментируя с педагогами, получал удовольствие от самого процесса деятельности.
Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы.
Удовлетворение любознательности должно сочетаться, с нетерпением узнать, что же будет дальше, с попыткой высказать собственные гипотезы и предложения.
Вот годовалый малыш, только научившийся ходить, добрался до полированного шкафа. Дотрагивается ручонкой до поверхности - случайное движение, просто нужна опора - и вдруг обнаруживает, что стенка шкафа невероятно гладкая, скользящая. Он еще раз проводит по ней ручкой - на этот раз специально, чтобы повторно вызвать ощущение. Он прикасается к шкафу щечкой, снова трогает его руками, затем поворачивается спиной и скользит по поверхности: маленькое тельце всеми доступными ему способами осваивает окружающий мир. Но и этого мало: через какое-то время он семенит к дивану, трогает ручкой его поверхность: ладошка скользит. Он восклицает: «Нет, нет, нет!» Но это только потому, что запас слов еще слишком ограничен. Владей он речью, он, возможно, как Архимед, закричал бы: «Эврика!» Ведь он сделал открытие: поверхности предметов различаются между собой, бывают гладкие и шершавые, скользящие и задерживающиеся движения.
В данном случае малыш демонстрирует настоящее исследовательское поведение. Он инициативен, он ведет себя творчески.
Ведь стержнем творческой деятельности, согласно представлениям Д.Б. Богоявленской, одно из крупнейших исследований детской креативности и детской одаренности, является именно инициатива, связанная с постановкой задач самим ребенком.
Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребёнка -склонность к экспериментированию есть наиважнейшая задача педагогов.
Детское экспериментирование – широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно с игрушками. Важно, чтобы ребенка окружали игрушки, которые стимулируют его к их обследованию, к многовариантной деятельности с ними.
Конструкторы – одни из таких игрушек. А конструирование – деятельность, обладающая огромными возможностями, стимулирующими развитие ребенка. Причем конструирование – не только создание целостности из частей, из деталей по комбинированному типу. Целостность возникает и за счет убирания лишнего, как это, например, делает скульптор, высекая скульптуру из камня.
Овладения и тем и другим способами действий невероятно обогащает ребенка.
Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода. Но в реальной действительности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей. В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребёнком нового знания, что не позволяет практикам реализовать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны – реализовать ФГОС. Поэтому актуальность этой темы очевидна.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в себе самом и реализуют его деятельность.
Целью экспериментирования является, умение делать выводы, различные умозаключения, расширять кругозор, повышать интерес к предметам, сделанным из разных материалов, интерес к природным явлениям.
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира, элементарные географические представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
Предлагаем поиграть с детьми: «Прятки» (игры с водой)
Задачи.
1.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, бесцветная, прозрачная.
2. Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет.
3. Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, прозрачная, бесцветная, разноцветная;
4. Воспитывать аккуратность и безопасность при работе с водой.
Материал: ёмкости для воды (прозрачные), краски, кисточки, салфетки. Игрушки из киндера-сюрприза, дидактическая игрушка Почемучка.
Предварительная работа: рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки».
Ход занятия:
В группу приходит Почемучка и предлагает детям поиграть.
- Раз, два, три, четыре, пять – будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка Водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте её найти. Раз -два, раз – два – начинается игра. Раз, два, три, четыре, пять – пора глазки закрывать.
Почемучки опускают игрушку в баночку с прозрачной водой.
- Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать и игрушку называть.
Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).
Почемучка: Вы так быстро нашли мою игрушку?
Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?
Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки.
Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит:
«Раз, два, три, четыре, пять – можно Почемучке глаза открывать. Раз, два, три – игрушки отыщи!»
Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.
Выводы:
- Мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной (грязной) и игрушки не видно.