Отказ от еды большинством родителей воспринимается как сигнал тревоги: значит, что-то с ребенком не так. \"Заболел\", мечется в панике молодая мама. \"Дети должны хорошо кушать\" - грозно сообщает любимая родственница – бабушка и в ход пускают тяжелую артиллерию из блинчиков, оладушек или хотя бы пирожных. Ненавязчивые попытки отцов предложить \"просто не пичкать ребенка\" воспринимаются как покушение на здоровье любимого чада. Посрамленный отец не получает вечером порцию горячо любимой жареной картошки и женской ласки. А хитрый малыш объедается сладким пряником или конфетой, ведь мама обеспокоена и стремится \"хоть что-то\" закинуть в рот малышу.
Конечно, педиатры подтверждают: если ребенок заболел, то первым делом его еще не незапуганный лекарственными препаратами организм отказывается от пищи, чтобы мобилизовать все свои силы на борьбу с возможным недугом. И пичкать едой малыша в этой ситуации - последнее дело. Важнее выполнить меры профилактики и диагностики: проверить температуру, напоить липовым чием и уложить спать раньше обычного. Наутро, если все в порядке, у малыша появится приличный аппетит. Если же действительно ребенок вялый, поднялась температура, есть признаки простуды или расстройства желудка – вызывайте врача и не занимайтесь самолечением.
Но есть и другая сторона медали: малыши прекрасно умеют манипулировать родителями, отказываясь от пищи. И его «не буду кушать» возможно лишь шаг к тому, как добиться желаемого.
Чтобы эффективно справиться со сложностями детского питания, необходимо вспомнить два факта: подавляющее большинство младенцев до года мирно насыщаются, не создавая сложностей для родителей. И второе: почти все дети из малообеспеченных семей, где еда не блещет разнообразием, не привередничают и не отказываются от пищи.
В современных же семьях со средним и солидным достатком дети примерно с года уясняют важную истину: их родители жаждут впихнуть в своих малышей оптимально сбалансированную пищу в максимальных количествах. Как только ребёнок видит, что для мамы и бабушки его обед является кульминационным моментом дня, что все старшие будут часами обсуждать, когда, сколько и как он поел, - он сталкивается с искушением контролировать старших, манипулировать ими, принимая или отвергая то или иное блюдо.
Если мы вспомним ещё одну важную особенность детей, - их консерватизм, - то картина станет куда более полной.
Вспомните: начиная с 5-6 месяцев, когда младенец переходит на более разнообразную диету: кашки, протёртые овощи, соки, уже на этом этапе некоторые дети обнаруживают свои пристрастия – отказываются от непривычных овощей, выплёвывают кашку...
Мудрые родительницы предлагают малюткам новую еду в самом начале кормления, когда дети очень голодны, подают новые блюда очень маленькими порциями. На этом этапе миссия родителей - только познакомить ребёнка с новыми вкусовыми ощущениями, с новой фактурой и консистенцией различных продуктов.
Постепенно ребенок начинает не только разнообразно питаться, но и высказывать явный интерес к пище, которую принимают взрослые. И вот здесь не забудьте еще и об индивидуальных особенностях. Если, к примеру, ваш муж и вы сами просто на дух не переносите гречневую кашу, то не стоит удивляться, если ваш ребенок тоже выплевывает этот продукт. Если вы уж так хотите восполнить содержание железа в его крови, то поищите в списке продуктов заменитель. Благо, выбор продуктов велик.
Впрочем, как не удивительно, но основные проблемы возникают не с малышами, пищевые привычки которых только формируются, а с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
«Мой сын питается целыми днями только печеньем. И то – не больше пачки в день, - рассказывала мне одна белгородская мама, - но он занимается спортом, большая нагрузка в школе. Как ему хватает сил? Я не знаю, что делать. Муж даже пытался его ремнем «заставить» есть, но после еды у ребенка позывы на рвоту. В результате супруг сам теперь покупает ему пачки печенья. Единственное место, где ребенок ест – на выходных у бабушки, хоть оставляй его там постоянно» - говорит Людмила.
При этом мальчишечка совершенно здоров и весел.
«До поры до времени, - сказал один из знакомых педиатров. Упадок сил возникнет непременно. А вот то, что родители потакают этой привычке сына, покупая ему это печенье – это факт и за это надо пороть не ребенка, а самих родителей». Как понять, почему школьник не ест? Специалисты рекомендуют всем озабоченным проблемами питания родителям задать себе вот какие вопросы:
-Хорошо ли он ест в гостях? На пикниках? В школе? В кафе? Как он поглощает десерты? Мороженое?
Если хоть на один вопрос вы ответили положительно, значит, мы имеем дело не с плохим аппетитом, а с умным мальчиком, который с помощью еды руководит старшими.
- Даёте ли вы ему десерт вместо еды? Пьёт ли он соки и сладкие напитки до еды или между приёмами пищи? Перекусывает ли он у телевизора или на бегу?
Если хоть на один вопрос вы ответили положительно, значит, вам нужно пересмотреть вашу практику кормления ребёнка.
- Хорошее ли у ребёнка настроение в течение дня? Достаточно ли энергии бегать, прыгать, играть, заниматься? Бывает ли так, что после одного-двух скудных приёмов пищи, ребёнок вдруг набрасывается на еду и поглощает чуть ли не двойную порцию? Является ли его вес нормальным, по мнению его педиатра? Набирает ли он вес по мере взросления?
Если ответ на все эти вопросы положительный, значит, вам не следует беспокоиться об аппетите вашего ребёнка – он в норме! Если хоть на один вопрос вы ответили отрицательно, вам необходимо показать ребёнка педиатру. Количество еды, необходимое ребёнку, варьируется от индивидуума к индивидууму.
Если ваш ребёнок ест меньше соседского, - это не значит, что он болен или что у него скверный аппетит.
Для того чтобы улучшить аппетит вашего ребёнка, вам следует усвоить простые привычки: не держать в пределах досягаемости ребёнка сладких шипучих напитков, конфет и пирожных; учитывать предпочтения ребёнка при составлении меню. Хорошая практика предложить ребёнку выбрать, скажем, между тефтелями с цветной капустой и биточками с бобами. Детей желательно кормить в строго отведённые часы, чтобы пищеварительный аппарат был максимально подготовлен к принятию пищи.
Предлагайте ему более скромные порции бабушкиных котлеток и аппетитные островки овощей. Не поел овощи – и не нужно. Только котлеток больше нет. Голоден –можно поесть овощи. Не голоден – обед закончен. Если все попытки впихнуть в мальчика овощи закончились провалом, бабушке следует смешивать мясной фарш с измельчёнными овощами: кабачками, цветной капустой, морковью. Если мальчик станет протестовать оттого, что вкус бабушкиных котлет изменился, - будьте непреклонны: вот такие котлеты бабушка нынче приготовила. Других нет. Голоден – ешь. Сыт – ступай играть.
Мальчик, который ест бабушкину еду и отказывается от маминой стряпни, - бессознательно совершает древний маневр: разделяй и властвуй. Мама не может не испытывать горьких чувств от того, что сын отвергает её еду (а значит, на символическом уровне, и саму маму). Бабушка, какая бы замечательная она бы ни была, не может полностью избавиться от ощущения триумфа (внук предпочитает её еду – а значит, и саму бабушку, - всем на свете, даже маме!!!).
Сын Людмилы, судя по всему, еще и наблюдательный мальчик: он знает, что больше всего пугают женщин его позывы на рвоту. Значит, старшим нужно скрыть своё беспокойство. Если мальчик начинает давиться, взрослым следует спокойно сказать: «Похоже, ты сыт. Можешь встать из-за стола и играть». Упрашивать детей поесть, угрожать карами, ругать, наказывать – неэффективно. Все эти реакции на отказ ребёнка есть говорят ребёнку о том, что его уловки удались, и все взрослые сосредоточены исключительно на его питании.
Куда важнее уметь скрыть свои негативные чувства и ровно, спокойно разрешить ребёнку есть ровно столько, сколько он пожелал. Мама может привить ребёнку более позитивное отношение к еде, если привлечёт его к процессу готовки и сервировке стола, при этом, ребёнок должен делать только то, что ему хочется, что доставляет ему радость, скажем, чистить картошку, или мыть зелень, или размешивать тесто...
Ребёнку доставит особую радость составлять коллажи из овощей на тарелке: горка горошка, дорожка из ломтиков моркови, рожица, нарисованная майонезом или кетчупом с глазками-маслинами, носом – огурчиком, ртом-помидором...
Убедитесь, что за едой вы говорите друг другу приятные слова, благодарите всех, кто приготовил и сервировал обед, хвалите стряпню, предлагаете друг другу с улыбкой соус, соль, перец. Словом, еда снова становится важной частью семейного ритуала, а не борьбой характеров: удастся впихнуть в семилетнего мальчика овощи или нет? Сработают мамины угрозы или нет? Сдержится мама от шлепка или нет? Кончится обед слезами или на сей раз обойдётся? Как можно раньше приучайте детей есть самостоятельно – сначала руками, к году «в две ложки» - одна у мамы, а вторая у малыша.
Конечно, первые несколько месяцев ребёнок будет только учиться доносить свою ложку до рта – не удивляйтесь, если ложка окажется пустой. На то, чтобы донести до рта полную ложку, ребёнок предпримет сотни попыток! Поддержите ребёнка в его стремлении есть самостоятельно. Хвалите за каждую попытку (даже если, на ваш взгляд, она неудачная). Внимательно наблюдайте за малышом: первые несколько минут он ест сосредоточенно, жадно, с удовольствием. Потом понемногу начинает играть с едой. Это тоже важный этап познания мира, кулинарного, в том числе.
Следующий этап – ребёнок, расшалившись, начинает раскидывать еду по столу, швырять её на пол. Сколько бы на тот момент ни поел ваш ребёнок – вам следует удовлетворённо сказать: «Раз Коля стал кидать еду на пол, значит, Коля сыт. Давай, я сниму твой фартучек, можешь идти играть». Удержитесь от искушения впихнуть в Колю хоть ложечку каши, хоть кусочек мясца между кормлениями. Пол-яблока, полбанана да пресная вода – вот всё, что положено ребёнку до следующего кормления. Если малыш уяснит, что еда нужна ему для насыщения, что вы не станете переживать, коли он не доест, - у него не будет искушения превращать приёмы пищи в сеансы дрессуры мамы и бабушки.
Простые советы от плохого аппетита у детей
1 Отведите строго определённое время для еды.
2 Предлагайте ребёнку маленькие порции. Если еды окажется недостаточно, предложите ему добавку.
3 Дайте ребёнку максимум самостоятельности за столом и учите этикету – дети, которые орудуют вилками, столовыми ножами и красивыми стаканами, как правило, едят с большим удовольствием, чем те, кого пичкают из ложки под вой телевизора и угрозы родителей.
4 Предлагая ребёнку новые продукты, убедите его, что есть он это не обязан, а должен только попробовать. Если понравится, - может есть, а если не понравится – он сможет отставить новое блюдо.
5 Учитывайте предпочтения и ребёнка и позвольте ему не есть те продукты, которые вызывают у него отвращение.
6 Десерт положен только после полного обеда, который включает в себя сбалансированные блюда.
7 Перекусы между кормлениями тоже должны быть сбалансированными: йогурт, фрукты, ломтик сыру.
8 Удалите из поля зрения ребёнка продукты, которые ему вредны или могут перебить аппетит.
9 Позвольте ребенку встать из-за стола, как только он сообщил вам, что больше не хочет есть.
Материал подготовлен с использованием материалов журнала \"Домашний очаг\"