Через речевое общение со взрослыми расширяется и углубляется мир маленького ребенка. Но мы, взрослые, ежедневно сталкиваемся с проблемой нехватки времени для занятий с ребёнком, развития его коммуникативных ачеств. Однако повседневно возникающие ситуации могут стать богатым источником потребности говорить и стимулом развития речи и интеллекта вашего малыша. На улице, в дороге, в магазине - всегда можно выделить минутку и поиграть в развивающие игры с малышом.
Например, вы идёте в детский сад или магазин. Поиграйте с ребёнком в игру «Я заметил».
Родитель: «Давай проверим, кто из нас самый глазастый, кто
заметит вещи, мимо которых мы проходим каждый день. Как только
увидишь что-нибудь, говори: «Я заметил».
Возможные ответы детей: «Я заметил почтовый ящик - синий с белым. А вон там подальше еще один - голубой. Я заметил высотные здания, такси, автобус, машину, грузовик». Счет можно вести по числу предметов, названных ребенком. Победит тот,
кто увидит больше всех предметов.
Продолжая путь, можно поиграть в «Лишнее слово». Взрослый называет ряд слов, например:
заяц, лось, кабан, волк, овца;
змея, паук, ящерица, дерево,
улитка и т.д. , а ребенок находит «лишнее» слово и объясняет свой выбор.
Можно вспомнить правила перехода через проезжую часть и при
этом выучить стихотворение:
Красный свет - прохода нет,
Желтый - приготовься,
Свет зеленый говорит -
Путь теперь для нас открыт.
По мере взросления ребенка и подготовки к школе позаботьтесь, чтобы он знал, о чем говорится в наиболее часто встречающихся вывесках и дорожных знаках, - это поможет ему обрести самостоятельность и уверенность в себе.
Предложите ребенку назвать действия, противоположные по значению:
Таять-замерзать,
Засыпать- просыпаться,
Подниматься – опускаться,
Нагревать - остужать,
Пачкать – чистить.
По дороге покажите ребенку аптеку, магазин, пиццерию, поликлинику. Объясните их назначение. Если вы зашли в магазин, помогите ребенку запомнить его название, перечислите отделы и товары, которые там продаются. Учите малыша пользоваться деньгами и разговаривать с продавцом. Заранее обсудите с ребенком, что ему предстоит сделать. Пусть он станет в очередь, заплатит за товар, посчитает сдачу. Придя домой из магазина, разрешите ребенку помочь вам разобрать покупки. С помощью наводящих вопросов он должен рассортировать их: молоко, масло - в холодильник; мороженое, пельмени - в морозилку; шампунь, мыло - в ванную; сахар, макароны - в кухонный шкаф.
Предложите малышу рассказать бабушке об увиденной на улице собаке (кошке, птичке). Если ребенок затрудняется, помогите ему, задав наводящие вопросы.
Путешествуя в автобусе, можно предложить ребенку назвать другие виды транспорта, назвать части машины (кузов, кабина, колеса). Вспомните с ним правила поведения в транспорте.
Поиграйте в игру «Назови детенышей». Вы называете взрослое
животное, а ребенок - его детеныша. Например: корова- теленок, овца-
ягненок, лошадь- жеребенок, коза- козленок, свинья- поросенок.
Очень увлекательна для детей игра «Цепочка слов». Вы
называете слово, а ребенок должен придумать следующее слово, которое
начинается на последний звук названного Вами слова. Например: ананас -свекла - арбуз - зерно.
Эти простые и увлекательные игры помогут вашему малышу развить свои познавательные способности и узнать окружающий мир.