Тема: Птицы — наши друзья.
Цель: Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: Совершенствовать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и навыки конструирования из геометрических фигур. Закрепить у детей представление о птицах, их разнообразии. Учить делить на перелетных и зимующих птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания.
2. Развивающие задачи: Развивать интерес к математике, логическое мышление, диалогическую речь, мелкую моторику, воображение.
3. Воспитательные задачи: Закрепить у детей представление о птицах, их разнообразии. Учить делить на перелетных и зимующих птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания..
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Оборудование: Демонстрационный материал: елка с картинками с изображением зимующих и перелетных птиц, цифры,
Раздаточный материал: цифры до 10 «домики» с заданием, набор геометрических фигур (на каждого ребенка)
Предварительная работа: Беседа о птицах, рассматривание различных видов птиц, сравнение птиц по внешнему виду.
Ход деятельности.
1. Психологический настрой:
Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим настроением.
Поэтому, быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки, проверили язычком наличие зубов, легонько подергали уши – все на месте и не отваливается. Чудесно!
2. Постановка мотивации:
Отгадайте загадку: На завтрак съел он луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло (Буратино)
Воспитатель показывает письмо от Буратино.
3. Коммуникация:
В-ль: Читает письмо от Буратино.
Ребята помогите мне разобраться с заданиями, которые мне задала Мальвина – моя учительница.
В-ль: ребята поможем Буратино?
Дети: да
Вопрос от Б-о: Ребята посмотрите на эту елочку на ней сидят птицы. Правильно?.
А Мальвина говорит: «Скажи мне, Буратино, какие птицы здесь перелетные, а какие зимующие? Сколько всего птиц? Сколько перелетных? Сколько зимующих? »
В-ль: Ребята скажите, какие здесь птицы как они называются и какие из них перелетные, а какие зимующие.
Дети: перелетные птицы – это птицы, которые питаются насекомыми, а зимой насекомых нет, и поэтому птицы улетают, в теплые края.
Зимующие птицы это птицы - которые питаются семенами, ягодами рябины. Они не боятся морозов и остаются с нами зимовать.
Соловей –птица перелетная. Он питается насекомыми и улетает от нас.
Воробей – птица зимующая. Он питается семенами растений и зерном.
Ласточка - птица перелетная. Она питается насекомыми и улетает от нас.
Ворона - птица зимующая. Она питается семенами растений и зерном, мясом.
Синичка - птица зимующая. Она питается семенами растений и зерном и еще она очень любит сало, которое мы с мамой развешиваем на яблоне в нашем саду.
Голубь - птица зимующая. Он питается семенами растений и зерном
Кукушка - птица перелетная. Она питается насекомыми и улетает от нас.
Снегирь - птица зимующая. Он питается семенами растений и зерном.
Сорока - птица зимующая. Она питается семенами растений и зерном, мясом.
Дятел – птица зимующая. Его еще называют – лесным доктором, потому что у него очень крепкий клюв, и он им добывает из-под коры деревьев насекомых и их личинок, которые спрятались от зимних морозов.
Воспитатель: Спасибо, ребята а вы знаете цифры и как они пишуться спрашивает Буратино. Сейчас мы проверим, я задаю вопрос, а вы показываете карточку с правильным ответом. Сколько всего птиц на елочке сидело?
Дети: всего 10 птиц (показывают цифру 10)
Вопрос: Сколько перелетных птиц?
Дети: три перелетные птицы (показывают цифру)
Вопрос: Сколько зимующих птиц?
Дети: Зимующих 7 птиц (показывают цифру)
Вопрос: Скажите, какая по счету сидит ворона?
Дети: (отвечают)
Вопрос: Скажите, какой по счету сидит соловей?
Дети: (отвечают)
Вопрос: Скажите, какой по счету сидит воробей?
Дети: (отвечают)
Вопрос: Скажите, какая по счету сидит кукушка?
Дети: (отвечают)
Вопрос: Скажите, какая по счету сидит сорока?
Дети: (отвечают)
Вопрос: Скажите, какой по счету сидит голубь?
Дети: (отвечают)
Вопрос: Скажите, какой по счету сидит снегирь?
Дети: (отвечают)
Вопрос: Скажите, какая по счету сидит синица?
Дети: (отвечают)
Вопрос: Скажите, какая по счету сидит ласточка?
Дети: (отвечают)
Вопрос: Скажите, какой по счету сидит дятел?
Дети: (отвечают)
В-ль: Вы все молодцы! Одно задание вы выполнили, а поможем с другим разобраться. Вот Мальвина дала карточки - домики, где живут цифры.
В-ль: Сейчас мы поможем разобраться.
Дети, берут, карточки самостоятельно расставляют, пропущенные
цифры. Самостоятельная работа детей.
4. Опытно- экспериментальная деятельность ребенка со взрослым.
«Как устроены перья у птиц»
Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материалы: перья куриные, гусиные, лупа, пинцет.
Процесс. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера).
Вывод: Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между с собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).
Физминутка.
Выше ноги! Стой, раз, два! (ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем-
Шаг на месте выполняем (ходьба на месте)
От души мы потянулись, (потягивания – руки вверх и в стороны)
Цифры в строй скорей вернулись.
5. Игровая деятельность «Найди отгадку»
Воспитатель читает загадку, дети показывают картинку с изображением птицы и говорят отгадку.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички — ... (ласточки)
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.(журавли)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Не ворона, не синица, —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (сова)
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист)
6. Художественно-творческая деятельность.
В-ль: Мальвина дала нам с вами наборы геометрических фигур, а давайте-ка мы с вами составим птицу из геометрических фигур. Какая самая большая фигура из всех? (Овал). На что будет похож овал, что самое большое у птицы будет? (туловище). Положите его перед собой. Теперь возьмите круг – это будет голова нашей птицы. Из оставшихся фигур найдите все треугольники. Сколько их? Выберите из них 2 одинаковых треугольника (нужно наложить треугольники друг на друга) – это будут крылья. Где мы их разместим? (сверху и снизу туловища симметрично друг другу) Клюв будет больше или меньше крыльев? Правильно, самый маленький треугольник будет клювом птицы, куда мы его поместим? Самый большой треугольник будет хвостом. Где мы его разместим? Что еще мы забыли у нашей птицы? Ноги! Давайте их мы сделаем из тонких полосок. Ну вот, посмотрите какие интересные птицы у нас получились! Молоды ребятки!
7. Итог.
- Ребята, какие вы молодцы!
- Что нового вы сегодня узнали? ( Мы узнали по каким признакам делятся перелетные и зимующие птицы, из каких геометрических фигур можно изобразить птиц).
- Что больше всего вам понравилось?