С этим сложным для русского слуха и понимания словом - краудфандинг, я столкнулась случайно, после возникновения идеи об открытии английского детского сада. Здание есть на примете, воспитанники – мои же ученики из студии английского для малышей, но встал естественный вопрос: где взять деньги на реализацию? Приглашение на семинар от Ассоциации частных садов Белгородской области было как нельзя вовремя.
Суть моего проекта состояла в том, что бы с первых лет жизни ребёнок окунался в англоговорящую среду. Все воспитатели, игры и песни в детском саду – исключительно на английском. Понятно, что ребенок не станет вмиг полиглотом, но, по мнению детских психологов, такой подход существенно влияет на развитие малыша. Опрос мамочек города, в котором я живу, показал достаточно большой интерес. Некоторые даже просились стать в очередь, хотя детский сад был пока только в моих фантазиях и нарисован проектом.
На реализацию идеи у меня был небольшой капитал. Рассчитав все затраты, я пришла к выводу, что не хватает еще половины суммы. Всего ничего. Возможности взять кредит не было (на мне висит ипотека). Инвесторы в очередь к дверям моей маленькой студии не выстроились. Ну а с олигархом в мужьях я бы вряд ли подумала о собственном бизнесе. То есть, его тоже нет.
На этом моменте я была почти готова опустить руки, о чём и рассказала на встрече с НКО – Ассоциацией ЧДС Белгородской области. Вовремя: как раз собирали людей на семинар. Так я сюда и попала.
Что это такое и с чем его (краудфандинг) едят, я не имела ни малейшего понятия. Но теперь-то я знаю, сейчас расскажу и вам. Говоря простым языком, краудфандинг – сбор, что говорится, всем миром на реализацию какого-нибудь проекта или идеи. Деньги (а специалисты этой сферы очень не любят слово «пожертвования») люди со всего мира перечисляют на определенную интернет платформу. Пока не очень понятно, но, на самом деле, суть максимально проста. Расскажу на примере своей идеи, благо теперь знаю алгоритм действий, который выполнить необходимо пошагово.
Поведай миру, а не прячь идею от людей
В то время, как большинство предпринимателей прячутся с идеей до момента ее реализации – здесь, напротив, необходимо как можно более широко идею осветить!
Краудфандинг
Для начала нужно создать страничку со своим проектом на сайте, где размещена краудфандинговая платформа. Всё легко. Она состоит из трёх основных пунктов: видеообращение, текст и фотографии.
В видеообращении вы рассказываете о том, на что вы собираете деньги. Я в своём ролике показываю место, где будет находиться детский сад, проект того «как будет» и привожу несколько аргументов в пользу моей методики. Всё. Две с половиной минуты – оптимальный вариант видеообращения.
Дальше идет текст. Здесь всё то же самое, что вы говорили на видео, только дополненное деталями. Всё должно быть максимально прозрачно и понятно абсолютно каждому, кто заинтересуется вашим проектом. Человек должен знать, на что он тратит свои кровно заработанные, во что вкладывается. Текст лучше всего строить по принципу: тезис – картинка\\инфографика. Никто не любит читать большие тексты, человеку просто станет не интересно.
Следующий шаг – установление суммы и временных рамок сбора. Максимальное время – сто дней (за исключением благотворительных проектов). Я решила, что мне хватит месяца. Это среднее время, за которое большинство интересных проектов собирают необходимую сумму. В моём случае – хотя бы двести тысяч рублей.
Примечание. Говоря об итоговой сумме, не забывайте про комиссию от платформы и платежных агрегаторов, налоги и затраты на вознаграждения. Кому, и в какой процентной зависимости – ниже.
О вознаграждениях.
Согласитесь, мало, кому интересно отдать свои деньги (пусть даже 100 рублей) незнакомому человеку для того, чтобы он открыл какой-то детский сад в каком-то городе. «Да, идея хорошая, - думает человек, - но мне-то с этого что?» Вот поэтому краудфандинг подразумевает вознаграждение для каждого вложившегося человека! Вознаграждения могут быть абсолютно разными, материальными и нематериальными, и, как правило, зависят от размера внесённых средств (теперь становится понятно, почему это всё-таки не пожертвования). Если вы открываете гончарную мастерскую – дарите цветочные горшки и вазы, развлекательный центр – абонементы, пишите книгу – книгу.
Если честно, именно вознаграждения стали для меня самой большой проблемой. Я не знала, как отблагодарить людей за то, что они поверят в меня и мою идею. В итоге, мои вознаграждения разделились на три части:
1) Я лично поблагодарю каждого в электронном письме;
2) Я разошлю милые открытки с благодарностями в разные города;
3) Отправлю людям приглашения на открытие детского сада, с присвоением статуса VIP-гостя.
Всё. Ваша страничка создана.
Продвижение. Процесс пошел!
Эта часть не стала для меня сложной, но была довольно энергозатратной. Я отправляла ссылки всем своим друзьям и знакомым, а они своим друзьям и знакомым, а они своим. Я просила делать репосты, рассылала ссылки во всевозможные группы в социальных сетях. Активно рассказывала обо всёх преимуществах проекта на его страничке в интернете, где к этому времени уже была часть заинтересованной аудитории (поэтому и стоит создать и начать развивать её как можно раньше).
Первые средства уже пошли! Люди заинтересовались. Я понимаю, что рано радоваться, но уже благодарна каждому. И тут случилось то, о чём стоит поговорить отдельно.
Краудфандинг
Со мной связался мужчина, и рассказал, что ознакомился с моим проектом. Идея его очень заинтересовала, и он бы очень хотел, чтобы его внук ходил в мой детский сад. Помочь деньгами он не может, но готов предоставить мебель для садика, взамен на место в нём для своего внука.
Это еще один нюанс краудфандига. Ваша главная цель – совсем не сбор денег. Ваша цель – реализация идеи. Каким образом это случится – дело десятое. Кроме помощи ресурсами, как в моём случае, сюда еще можно отнести и информационную поддержку, распространение информации. Каждый человек, узнавший о вашей идее – помог, даже если не перечислил и рубля.
К слову о деньгах, в случае если за оказанный срок вы не собираете необходимую сумму – все деньги возвращаются людям обратно. Поэтому краудфандинг всё больше набирает популярность не только среди людей, которым нужны средства, но и среди инвесторов. Нет никаких рисков.
Итог.
В итоге нам сейчас уже удалось собрать деньги. Учитывая, что средства на мебель больше не требовались, теперь денег понадобиться меньше. По правилам краудфандинговой платформы, если удаётся собрать больше половины от заявленной суммы и этих средств достаточно для реализации идеи, то проект считается успешным. Посчитаю, когда номер, для которого я писала эту статью, уже будет в печати,. И, конечно же, обязательно расскажу, что у меня получилось!
Записки на полях блокнота. Вместо P.S.
Меня поразил отклик. Это так удивительно: люди чувствуют свою вовлеченность и причастность. Проходя мимо вашего социального кафе или держа в руках книгу, каждый из инвесторов будет с гордостью думать о том, что он приложил свою руку к этому интересному делу. Если у вас есть хорошая идея, которая понравится людям, то краудфандинг – ваш выбор. И пусть страшное слово вас не пугает, лично я, на своём опыте, минусов в этой системе пока не нашла. И знаете, что думаю? Что во время работы над проектом я получила шикарный тренинг в работе над собой, когда учишься презентовать то, чего только намечтал, но еще не создал. И пусть для кого-то все мы на этой платформе – словно дети-мечтатели, которые говорят: «Я выросту – открою кафе-мороженое!», «Я буду взрослым и построю детский парк!»
Знаете, лучше мечтать и пробовать, чем жалеть до старости, что так и не решился, а кто-то реализовал твою мечту.
Краудфандинг это как таблетка от пустых бесплотных мечтаний и зависти по несбывшемуся. И я ее сейчас принимаю по рецепту!