Все родители знают, что дети любят играть. Но отношение к детской игре у взрослых разное. Одни считают ее несерьезной деятельностью, и старательно замещают ее другими, более значимыми, по их мнению, видами деятельности: занятиями в спортивных секциях, уроками иностранного языка, обучением письму, чтению и т.п. Другие имеют представление, что все, чем занимается ребенок — это игра. Когда шалит, рисует, слушает детские песенки, танцует и др.
Недооценка родителей значения игры отрицательно сказывается на развитии детей не только на этапе дошкольного детства, но и на последующем становлении их личности.
Психологи и педагоги убедительно доказали, что игра является естественной потребностью ребенка дошкольного возраста, в процессе которой он всесторонне развивается: познает окружающий мир, осваивает социальные нормы поведения, правила взаимоотношений, приобретает элементарные навыки труда, опыт эмоциональных переживаний и многое другое. Интенсивно формируются творческие способности. В игре происходит развитие психических процессов: внимания, памяти, воли, воображения, мышления. Поэтому полноценная игра ребенка закладывает основы успеха в будущей учебной и трудовой деятельности, общении, творчестве. В игре ребенок стано¬вится « на голову выше самого себя», так как именно в ней он способен решать более сложные задачи, как практические, так и интеллектуальные.
Все игры, принято делить на две большие группы — самодеятельные или творческие (возникающие по инициативе детей, имеющие определенный замысел, сюжет и роли, которые творчески развиваются в игре) и игры с правилами (создаваемые и организуемые обычно взрослыми).
Наиболее ценными для развития дошкольников являются самодеятельные игры. Именно в них в большей мере развиваются детское творчество, фантазия, организатор¬ские способности, происходит социализация ребенка, присваивается культурный опыт, развиваются психические процессы.
Однако многие родители убеждены, что игра как самостоя¬тельная деятельность ребенка, не требует специального руководства. Главным средством разви¬тия игровой деятельности родители считают приобретение игрушек. Игрушки, действительно, являются важным атрибутом игр дошкольников. Но без вдумчивого их приобретения и необходимого преподнесения ребенку, знакомства со свойствами и возможностями игрушек, они могут остаться лишь предметами интерьера квартиры.
Задача взрослого понять необходимость покупки определенной игрушки и подготовить ребенка к встрече с ней. Выбирая ребенку «будущего друга», надо хорошо представлять себе, в какой игре он может его использовать. В игре ребенок отражает свои наблюдения жизни, сюжеты книг, мультфильмов, кинофильмов. Поэтому игрушка, которая не связана с его кругом познания, не будет задействована в играх, или будет применяться не по назначению. Например, Вы купили красивую куклу, изображающую индейца. Но так как ребенок ничего не знает о жизни индейцев, то, скорее всего, он походит с этой игрушкой несколько дней, познавая ее особенности, а затем отложит в сторону. В лучшем случае, будут использовать индейца как героя другого сюжета (принца, папу и т.п.). Но это не будет способствовать обогащению или появлению новых игр ребенка.
И наоборот, после возвращения от бабушки, которая живет в деревне, где ребенок наблюдал, как пастух пасет стадо, как работает молочная ферма, будет уместно приобрести набор игрушек «Ферма». У вашего малыша будет достаточно впечатлений, чтобы разыгрывать сценки событий, которые он наблюдал.
Следует помнить, что для развития игры необходимы комплекты игрушек по определенной тематике. Например, недостаточно купить ребенку только железную дорогу. К ней необходимы здания станций, поселков, куклы, изображающие работников железной дороги, пассажиров и др. Тогда игра будет разнообразной и длительной. Причем, чем старше ребенок, тем больше у него должно быть игрушек, обладающих многофункциональностью. В качестве образца такой игрушки можно назвать конструктор, который можно использовать в разных вариантах игр. Он обладает целым рядом достоинств, предоставляющих для ребенка возможность воплотить самые разнообразные замыслы, творческие игровые проекты. Конструкторы отличаются по материалу, из которых они изготовлены, величине, включению деталей разных по форме и цвету, способам их крепления и др. Это позволяет создавать из них недостающие для игр атрибуты, видоизменять их по ходу игры, использовать в разном назначении. Например, деревянный кирпичик, кроме того, что он может стать частью постройки, в одном случае является плиткой шоколада в магазине, в другом - кусочком мыла во время купания куклы, а также - телефоном, кроваткой и любым другим предметом, необходимым для игры.
Также для развития полноценной игры необходимо у детей формировать игровые навыки. Ими ребенок может овладевать под Вашим руководством во время прогулок, семейных праздников, домашних дел. Например, во время стирки мама может показать, как надо стирать, поощрить действия малыша, подбодрить, похвалить за старания. Потом в игре - показать, как действовать с разными игрушечными орудиями труда и воображаемыми предметами. Поддержка, подсказка, совет взрослого являются побудителями игры, обогащают ее, создают новые сюжеты.
Чтобы поддержать и развить интерес к новому сюжету игры, взрослые должны обогащать представления детей о выбранной сфере жизни. Например, после поездки на теплоходе, ребенок начинает играть в путешествие по реке. Сначала его игровые действия повторяют полученные наблюдения. Он продает билеты, сажает пассажиров на теплоход, высаживает их на остановках. Если не познакомить ребенка с другими сведениями из этой области, то скоро эта игра изживет себя. Поэтому родителям целесообразно подобрать книги, мультфильмы, фильмы, картинки, в которых бы рассказывалось о различных видах водного транспорта, об обязанностях капитана и других членов команды, о ситуациях, возникающих на воде и т.п. Полезным будет посещение музея, наблюдение за различными судами, организация повторных поездок на водном транспорте и др. Все это не только поможет ребенку дальше развивать сюжет игры, но может вызвать и более глубокий интерес к данной сфере, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии или хобби.
Совместные игры родителей с детьми и подготовка к ним значительно укрепляют их взаимопонимание, разнообразят общение, усиливают родственные связи. Влияние родителей на формируемые в процессе игр качества и способности детей усиливается за счет эмоциональной близости и многосто¬ронних связей с другими членами семьи. Создаются благоприятные усло¬вия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседнев¬ной жизни. В семье ребенок приобретает опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошколь¬ников привязанности, чуткости, отзывчивости и внимания ко всем окружающим людям.
Родители, играя с ребенком, должны помнить, что не надо подавлять его инициативу, следует играть с ним на равных, осторожно направляя ход игры. Доброжелательное общение взрослого, выступающего в качестве партнера, вселяет в ребенка уверенность в том, что его идеи разделяют, с ним хотят играть. Чем больше времени уделяют взрослые своему ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают дружественную атмосферу.
Особое внимание к играм следует проявлять родителям, имеющим несколько детей.
Большие трудности испытывают семьи, имеющие двух младших дошкольников, если разница в их возрасте от года до трех лет. Младший не имеет игровых навыков, старший не владеет умением вовлекать в игру. Младший забирает игрушки, иногда ломает их, разрушает игры брата (сестры). Это вызывает негодование старшего ребенка, провоцирует ссоры между детьми. В этом случае бесполезно взывать к разуму старшего и порицать младшего. Выход из такого положения – самим играть с детьми.
Положительны е отношения складываются между однополыми детьми, имеющими разницу в возрасте четыре-пять лет. При этом сохраняется общность интересов, старшие передают младшим опыт игровых отношений, учат правилам игры.
Психолого-педагогические исследования показывают, игры младшего до¬школьника со старшим становятся содержательными и разнообраз¬ными, если старшей оказывается сестра шести – восьми лет. Она выступает в роли мамы, принимает брата (сестру) в различные игры.
Однако на характер игры большое влияние оказывают отношения, сло-жившиеся между детьми в повседневной жизни. Если в семьях родители поддерживают малыша, то он захватывает себе лучшие игрушки, жалуется на старшего ребенка. Все это не способствует общим детским играм.
Бывает и иначе, когда старший ребенок не хочет играть с младшим, не уступает ему ни в чем, в играх оставляет для него самые непривлекательные роли. Скорректировать эти отношения может только участие родителей в играх детей.
Психологи и педагоги дают ряд советов, которые помогут создать необходимые условия для игровой деятельности дошкольника в семье.
• Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был свой уголок, где бы он мог спокойно играть.
• Игрушка побуждает к совместным действиям с детьми и взрослыми. Поэтому важно докупать ребенку игрушки по возрасту, учитывая не только ее новизну и привлекательность, но и педагогическую ценность.
• Игрушки нужны разнообразные: образные (изображающие людей и животных), предметы быта (посуда, мебель), двигательные, конструктивные, дидактические. Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее игры ребенка.
• Не следует ограничивать набор игрушек по принципу - «для мальчиков» или «для девочек».
• Игрушек не должно быть много, обилие игрушек только рассеивает внимание ребенка, у него пропадает к ним интерес. Игрушки, в которые ребенок перестал играть, необходимо убрать с его глаз на 3-4 месяца.
• Игрушки должны быть безопасны для ребенка.
• Для игры ребенка более ценны игрушки не статичные (скульптурного характера), а имеющие движущиеся части.
• Кукла должна иметь комплект одежды, мебели,
постельных принадлежностей, посуды и др.
• Машины должны быть разных видов: легковые, грузовые, пассажирские, автокраны, катки и др. В меньшем количестве следует покупать заводные машины, так как они больше пригодны для наблюдения и изучения их механизма.
• Дидактические и развивающие игры должны подбираться в соответствии с возрастными возможностями ребенка и его познавательными интересами. Следует помнить, что не все из них носят автодидактический (самообучающий характер), поэтому требуют обязательного участия взрослых в этих играх.