Ученые считают, что к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, поэтому важно начинать заниматься развитием ребенка в этот продуктивный период.
Раннее развитие ребенка – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем и помогут малышу в дальнейшей жизни: ему будет проще обучаться, он будет быстрее адаптироваться ко внешним условиям и легче находить общий язык со сверстниками.
Однако, стоит отметить, что раннее развитие – это не скучные занятия по строгому расписанию, когда обязательно нужно «отзаниматься» до конца установленного времени с уже наскучившей игрой. Раннее развитие - это, прежде всего, увлекательная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка интересной и яркой. Но, к сожалению, не все родители понимают возрастные особенности детей этого возраста и не всегда умеют найти правильные педагогические методы. В помощь им, в настоящее время, в городе успешно функционирует ряд центров по раннему развитию детей, как частных, так и муниципальных. Не является исключением и наше дошкольное учреждение: в рамках реализации Национального проекта «Демография», в ДОО № 66 г. Белгорода успешно функционирует Центр игровой поддержки ребенка «Тека-дом» для детей раннего возраста. Специалисты Центра осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности.
Детям у нас очень нравится! Психологический комфорт и упор на формирование коммуникативных навыков в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми - главная миссия нашего центра. Игры-занятия с детьми в Центре игровой поддержки ребенка проводятся в присутствии одного из родителей (законных представителей), на которых он является активным участником образовательного процесса. На таких встречах родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом в различных видах игровой деятельности: коммуникативных, двигательных, сенсорных, музыкальных и творческих играх; лучше понимать друг друга и получать удовольствие от совместной деятельности.
Старший воспитатель Сазонова М.П.: Специалисты по раннему развитию ведут активную работу по оказанию психолого-педагогической помощи семьям, показывая маме, как не навредить, и сделать жизнь детей раннего возраста яркой, счастливой и полезной. Важно отметить, что специфика Центра игровой поддержки ребёнка заключается в том, что для детей раннего возраста, образовательный процесс организован так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. Задача раннего развития не в том, чтобы ребенок научился читать или считать, а в том, чтобы развить его естественные способности. И в дальнейшем детей, посещавших Центр игровой поддержки, при поступлении в группу отличает наличие познавательного интереса, позитивное отношение к детскому коллективу, педагогам, они легко адаптируются к дошкольному образовательному учреждению.
Ранний возраст – это период от 1 года до 3-х лет. В это время в психическом развитии детей происходят важнейшие изменения – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. На сегодняшний день возрастает необходимость создания условий для участия родителей в образовательной деятельности. Для того, чтобы развитие ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивали целостное развитие личности дошкольника, необходимо повышать компетентность родителей в области воспитания. Именно этим диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетенции родителей, необходимость и актуальность организации различных форм взаимодействия с семьей.
Психолог Лепетуха Д.В.: В ЦИПР «Тека-дом» создается безопасная психологическая обстановка для детей раннего возраста: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
Работа с ребёнком и семьёй проводится в форме групповых игровых развивающих сеансов для детей, в виде консультаций и тренингов для родителей. Сочетание разных видов деятельности в педагогической процессе обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, всесторонне развитие маленького человека, формирование у него познавательного интереса и широты представлений об окружающем.
Воспитатель Пашнева В.А.: В нашем Центре игровой поддержки ребёнка раннего возраста «Тека-дом» предусматривается создание условий для организации детей различных видов деятельности с учётом возможностей, интересов и потребностей самих детей и оказание помощи родителям во взаимодействии с ребёнком. Важно не перегружать ребёнка, так как дети быстро теряют интерес к выполнению «важного дела».
Движения у детей раннего возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других позднее, т.к. это зависит от индивидуальных особенностей, от условий развития малышей, от организации их деятельности и от влияния взрослых.
Инструктор по физ. культуре Сидоренко А.А.: Родители не только получают полезные знания, но учатся совместно с малышами выполнять задания и упражнения для физического развития
У большинства детей раннего возраста речь отстает от возрастных показателей, что волнует их современных родителей. Одной из основных задач ЦИПР является оказание содействия по развитию речи детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности. Работа с детьми раннего возраста по развитию речи позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия. Чем раньше мы обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им, используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное речевое развитие ребенка.
Учитель-логопед Конорева Л.В.: На совместных занятиях родителей с детьми мы стремимся доказать родителям, что речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи ребенка.
У детей раннего возраста ведущий тип деятельности - игра. Поэтому все упражнения, танцы и даже музицирование на детских музыкальных инструментах должны проводиться с помощью включения детей в игровую деятельность. Чем раньше дети раннего возраста слышат хорошие музыкальные образцы - тем быстрее развивается их музыкальный слух, формируются эстетические представления, музыкальный вкус. С помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого ребенка.
Музыкальный руководитель Залесская О.А.: С раннего детства в Центре игровой поддержки ребёнка «Тека-дом» стараемся включать ребенка в творческую деятельность с помощью импровизации сказок, сценок и стихов. Развивая музыкальные способности ребенка, мы создаем предпосылки для формирования эстетических ценностей и развития творческих способностей.
В рамках центра игровой поддержки ребенка активно используются такие формы взаимодействия с детьми и родителями, как диагностический игровой сеанс, подгрупповые занятия с детьми, игровые занятия с детьми с включением разнообразных видов деятельности, консультации – встречи специалистов (психолога, учителя-логопеда, воспитателя и др.) с родителями, во время которой реализуется их конструктивное сотрудничество. Совместные игры детей и их родителей, объединённые общей темой помогают детям овладеть определёнными когнитивными и социальными навыками.
Ирина, мама ребенка, посещающего ЦИПР детского сада: Если мы будем чуть более внимательны к своему ребенку, мы увидим, что ребенок сам поведет нас в нужном направлении. Но для этого нужно огромное количество игрушек, чтобы ребенок мог выбрать ту, которая ему необходима в данный момент, и знания хотя бы по общим методикам. В этом помогает посещение центров раннего развития малыша совместно с родителями. О том, что такой центр раннего развития есть в детском саду № 66, мы узнали от мамочек, которые рассказали как специалисты Центра помогли их детишкам освоить грамоту, стать более подвижными, научиться рисованию без особых усилий. Мы с удовольствием приходим, занимаемся совместно с педагогами центра, и уже дома работаем с детьми самостоятельно.
Период раннего возраста у детей очень важен. Развитие детей раннего возраста предполагает не сотворение гения, а закладку фундамента для дальнейшего образования, чтобы у ребенка был физически здоровый организм, пытливый ум и сообразительность. Дети – самое главное в жизни, проводите больше времени с вашими детьми, играйте в развивающие игры, почаще общайтесь, приводите на занятия в центр игровой поддержки ребенка, где он сможет пообщаться со сверстниками и получить новые знания!