Алексей в этом смысле всегда выступал за разнообразие, но приблизительно в 4 года его «пробило» на консерватизм совершенно другого плана. Если он придумывал какую-нибудь игру, а мы случайно нарушали ее правила (не имея об этих правилах ни малейшего понятия), начиналась страшная истерика с криками: «Сделай, как я сказал!», хотя объяснить, «как он сказал», Алеша отказывался наотрез. Если чай готовили не так, как ему это представлялось правильным, чай можно было спокойно выплескивать - он ни за что не стал бы его пить и долго плакал бы горькими слезами. Можно было бы предположить, что Алеша попросту вредничает и «проверяет границы нашего терпения», но было видно, что он по-настоящему страдает, а категорический отказ выполнять его «прихоти» повергал его в неподдельное отчаяние. Глядя на Алешу, наша бабушка припомнила, что лет в пять она испытывала настоящее горе, когда нашла дубовую веточку с тремя желудями и один из желудей внезапно отломился и упал на стол.
- Мне предлагали приклеить его клеем или пластилином, - рассказывала бабушка, - но я только плакала и повторяла: «Нет, сделай так, как было!»
Почему же это «сделай так» настолько важно для ребенка? Его воображение уже настолько развито, что он может во всех подробностях представить себе картину «идеального будущего» - идеальной игры, идеальной чашки чая, идеальной веточки с желудями. А вот смириться с тем, что в реальности все это может выглядеть немного не так, он не может. К счастью, далеко не каждый четырехлетний ребенок всерьез озабочен несовершенством мира. Но если эта «непримиримость» доставляет ему и вам большие неудобства, можно попробовать ему помочь. Если он стал достаточно взрослым, чтобы заметить разницу между фантазией и реальностью, то, скорее всего, у него хватит сил, чтобы ее осмыслить.
Например, так: «Я понимаю, что ты хотел бы, чтобы мы играли именно так, как тебе это представляется правильным. Но если ты действительно этого хочешь, тебе придется научить нас. Другого выхода нет. Мы не можем понять, чего ты хочешь, пока ты сам нам это подробно не расскажешь. Я вижу, как это тебя огорчает, и мне очень жаль. Если хочешь, можешь еще немного погоревать, а когда надоест, вытри слезы и расскажи нам наконец, в чем дело. Пока ты этого не сделаешь, мы тоже ничем не сможем тебе помочь, как бы мы ни хотели». Если у ребенка проблемы из-за того, что его речь недостаточно внятна, или он не может сформулировать свои желания из-за малого словарного запаса - уделите этому внимание.
Или так: «У тебя не получается не потому, что ты плохой или глупый, просто так, как ты хочешь, не получится ни у кого. Придется с этим примириться. Ты можешь еще немного погоревать, а потом мы можем попробовать придумать какой-нибудь другой способ».
Примерно после сотого повторения большинство детей начинают понимать, о чем идет речь.
Автор: Елена Пeрвушина