Существует три способа, позволяющих стимулировать желательное поведение, посылая идеи через секретный черный ход детского разума:
1. «Сплетничание»: вы намеренно говорите то, что ребенок должен «случайно» подслушать.
2. Сказки: вы преподносите желаемую идею в форме сказки.
3. «Психология наоборот»: вы добиваетесь взаимодействия, говоря ребенку сделать обратное тому, чего вы в действительности от него хотите.
1. «Сплетничание» подразумевает высказывание мыслей шепотом, чтобы заставить малыша прислушаться к ним.
Удивительно, но если нам кажется, что мы слышим нечто, не предназначенное для наших ушей, то обращаем на эти слова больше внимания и склонны больше им доверять. Вот как это делается.
Когда ребенок находится рядом с вами, громко прошепчите какую-нибудь похвалу в его адрес, обращаясь к супругу (супруге), птице, плюшевому мишке, бабушке или притворяясь, что вы говорите по телефону. Не смотрите в этот момент на малыша. «Сплетничание» дает результаты только тогда, когда вы рассказываете «секрет», о котором малыш не должен знать. Начните с громкого шепота, а как только ребенок навострит уши и перестанет дышать, понизьте голос и прикройте рот рукой, как будто раскрываете кому-то тайну.
Немного позже, но в тот же день, повторите комплимент, только уже в открытую. Ребенок подумает: «Ого, должно быть, это правда. В последнее время я часто об этом слышу».
Начинать применять «сплетничание» можно где-то между 18 и 24 месяцами. Именно в этом возрасте дети уже понимают, что важные вещи люди часто произносят шепотом!
Вот несколько способов эффективного использования «сплетничания»:
- Похвалите какой-нибудь совершенный малышом поступок. Прошепчите попугаю: «Эй! Тс-с! Эй, мистер Пташка! Сельма съела сегодня весь горох. Я сказала: «Она молодец, хорошая девочка». Эй, мистер Пташка, тс-с. А потом Сельма сказала: «Спасибо». Мне так нравится, когда она говорит: «Спасибо, мамочка». Это меня так радует! Такой прием эффективен, даже если малышу всего два года! Может быть, он и не поймет всего сказанного, но по вашему тону почувствует, что вы его цените.
- Особые жизненные уроки. Предположим, двухлетняя Хелен боится собаки. Вместо того чтобы убеждать ее: «Не бойся, это хорошая собачка», лучше сделайте так, чтобы она подслушала, как вы предлагаете выход плюшевому мишке: «Да, Тедди, Хелен испугалась». Она попросила: «Домой, мамочка!» Но потом я показала ей, как быть храброй, и сказала: «Собачка, уходи, не будь злой! С хорошими девочками ты должна быть доброй! А потом я обняла Хелен, потому что очень-очень сильно ее люблю!!!»
- Притворитесь, будто нуждаетесь в помощи. Трехлетняя Изабелла, как правило, пропускает мамины просьбы мимо ушей и делает вид, что она глухая. Но когда Джойс вышла в другую комнату и громко прошептала: «Как бы я хотела, чтобы кто-нибудь помог мне собрать разбросанные игрушки!» - Изабелла тут же примчалась на выручку!
- Сплетничание и воображаемые друзья. Некоторые дети придумывают себе воображаемых друзей. Это очень удобно: друг всегда рядом. Кроме того, данный способ является отличной возможностью попрактиковать социальные навыки. Беседуя со своим воображаемым другом, малыш поверяет ему свои сокровенные мысли: «Мамочка такая злая! Она запретила мне смотреть телевизор!» Вы тоже можете передавать важные сообщения, разговаривая с воображаемым другом малыша: «Зукерс, если ты и Сюзи быстро обуетесь, то сможете пойти со мной в магазин». Предупреждение! Некоторые дети не любят, когда с его другом разговаривают посторонние: «Она МОЙ друг! Не говори с ней!»
В качестве «сообщника» в своих диалогах можете использовать любимую игрушку ребенка. Кит, отец Джека, обращается за советом к Волшебному Кролику: «Подожди, Джек, я спрошу Волшебного Кролика». Потом он отворачивается от сына и произносит громким шепотом: «Привет, Волшебный Кролик! Пожалуйста, пожалуйста, ПОЖАЛУЙСТА, помоги мне. Должен ли Джек мыть руки перед едой?» Потом Кит подносит ухо к розовым губам кролика, стараясь расслышать его «ответ». «ЧТО? Что ты сказал? Ага... Он обязательно должен помыть руки?».
Джек наблюдает за отцом с расширенными от изумления глазами, а Кит, кивая в знак согласия, продолжает: «Но он должен сделать это быстро? И садиться есть прямо СЕЙЧАС? Ладно, ладно, Волшебный Кролик, я передам ему. Спасибо!!! Я люблю тебя!!!» Потом Кит поворачивается к сыну и передает ему сообщение от кролика. «Эй, Джек, я только что говорил с Волшебным Кроликом. Он сказал, чтобы ты супербыстро вымыл руки и дал пять!»
Использование данного приема занимает всего одну минуту, но при этом помогает сохранять в семье теплую дружескую атмосферу. Нехитрая уловка Кита предотвращает ссоры и скандалы, которые длились не меньше получаса и портили всем настроение на целый день.
2. Сказки («Жил-был маленький мальчик...»)
Классические истории вроде «Красной шапочки» рассказывались вокруг костра еще в древние времена не только в качестве развлечения, но и в качестве наставления, например, относительно того, что нельзя разговаривать с незнакомыми «волками». Неугасающая популярность сказок свидетельствует об их эффективности. Как и «сплетничание», они идеально подходят для обучения деток старше двух лет.
Эти короткие рассказы задействуют оба полушария мозга одновременно. Левое полушарие усваивает язык и сюжет истории, а правое - как ребенок должен себя вести в аналогичных ситуациях.
Эффективность сказок в значительной степени обусловлена тем, что малыш даже не осознает, что чему-то учится. Полезные уроки, вплетенные в ткань повествования, как высаженные семена, быстро прорастают в его сознании и помогают ему отличать плохое от хорошего.
В основном сказки состоят из трех частей:
- Введение. Благодаря описаниям различных чувств эта часть задействует детский разум. Расскажите, что маленькая Царевна-лягушка видит, слышит, поет, ест на завтрак, во что она одета, что интересного она наблюдает по дороге в школу и т. д. Введение играет большую роль, поскольку завораживает малыша и подготавливает к дальнейшим событиям. К тому моменту, как вы перейдете к следующей части, он будет чувствовать себя так комфортно, надежно и тепло, что черный ход его разума широко распахнется сам собой.
- Основная фабула. Именно здесь ребенку незаметно преподносится важный жизненный урок. Например, что случилось с маленькой Царевной-лягушкой, когда она отказалась делиться, не стала мыть голову или ударила братика.
- Счастливый конец. Завершать сказку благоприятным финалом — это все равно что обернуть ее красивой бумагой. Знание того, что в конце Царевна-лягушка обязательно вернется домой, где ее ждут поцелуи, объятия, любимая игрушка и вкусная еда, благоприятно влияет на укрепление у малыша чувства порядка и безопасности.
Вы можете сами придумывать собственные сказки, содержащие конкретные жизненные уроки, которые вы хотели бы преподать малышу. Вот еще несколько советов:
- Пусть в главных ролях выступают смешные маленькие животные - лосенок Мими или мышонок Стивен.
- Не делайте героями сказок маленьких деток. Из-за них история кажется слишком реальной и пугающей.
- Используйте театральные эффекты: повышайте голос, переходите на шепот, чтобы привлечь внимание ребенка или выделить особо важные места.
- Включайте в повествование персонажей-помощников: ангелов, фей, говорящую жабу или дружелюбные деревья, которые всегда приходят на выручку главному герою.
- Сделайте одним из героев ворчащее, брюзжащее, злое животное, которое в конце всегда ловят. (Ведь мир вашего малыша наполнен и радостными, и страшными вещами).
Спустя некоторое время ваш ребенок будет без конца требовать продолжения о подвигах любимых героев, пока они не станут милыми воспоминаниями детства!
3. «Психология наоборот» («Не чисти зубы!»)
Маша, бойкая трехлетняя девчушка, обожает поднимать свое платье. Разумеется, это доставляет ей удовольствие потому, что злит родителей. Поначалу они просто просили: «Пожалуйста, дорогая, не делай так», но не могли при этом сдержать улыбку - ведь девочка была такой очаровательной. Вскоре она повторила свой номер перед бабушкой, пожилой соседкой и продавцом бакалеи. В каждом случае ответом ей служил веселый смех, и это подвигало ее на новые эксперименты.
Что только не пробовали родители Маши, чтобы заставить ее прекратить баловаться. Вход было пущено все - от убеждения до тайм-аутов, однако толку не было никакого. Наконец они перешли к радикальному методу. Вместо бесконечных «нельзя» они серьезными голосами подбадривали дочурку: «Еще! Давай еще! Выше! Поднимай выше! Не опускай руки!» Через неделю представление Маши закончилось навсегда. Она только периодически поднимала юбку, демонстрируя свою независимость; как только родители дали дочери понять, что одобряют ее поступки, девочка потеряла интерес к игре.
С 18 месяцев наши маленькие «неандертальцы» находят новое развлечение - открытое неповиновение.
Это способ почувствовать свое влияние и продемонстрировать самостоятельность. «Психология наоборот» — это возможность обернуть склонность в свою пользу.
Понятное дело, что нет такого приема, который постоянно давал бы положительные результаты, однако родителям особо упрямых и своевольных малышей этот занимательный метод подходит идеально, поскольку дает возможность маленьким «мачо» (как мужского, так и женского пола) пойти на уступки, сохранив при этом лицо и самоуважение.
Я отношу данный прием к идеям через черный ход, поскольку дети, поглощенные отказом выполнять непосредственную просьбу, не замечают, как она проскальзывает через черный ход. Вся прелесть «психологии наоборот» заключается в том, что она позволяет малышам и продемонстрировать свое неповиновение, и выполнять то, что нам нужно. И все довольны!
Ниже представлено несколько забавных приемов «психологии наоборот».
- Апеллируйте к собственническому чувству ребенка. В конце осмотра двухлетняя Миа вдруг решила забрать с собой одну из моих игрушек. Я предупредил ее, что буду очень сильно скучать по ней, но Миа осталась равнодушной к моим словам. Поэтому я предложил иной выход: «Ладно, никаких проблем. Можешь забирать игрушку». После этого собрал ее одежду и заметил: «Тогда я забираю твои ботиночки, носочки, маечку и штанишки! Идет?» Миа нахмурилась и потянулась к одежде. Я протянул руку к игрушке - и мы совершили одновременный обмен сокровищами, словно шпионами у Берлинской стены.
- Не делай этого! Запретите малышу есть то, что для него полезно. Умоляйте: «Нет! НЕТ! Не ешь яблоко! Пожалуйста. Пожа-а-алуйста!»
Трехлетнему Мейсону было явно скучно сидеть в моем кабинете, пока я осматривал его сестренку. Внезапно он решил, что с него довольно, и заявил: «Сейчас я уколю вас в глаз». На что я стал умоляюще просить: «Только не бей по ноге. Пожалуйста, пожалуйста, только не по ноге! Нет, нет, НЕТ!!!» Он злорадно ухмыльнулся и, ясное дело, стал колоть меня, словно булавкой, в ногу, пока я отчаянно «протестовал».
Джессика часто отказывается выполнять мамины просьбы. Но вот что обнаружила ее мама: стоило ей сообщить воображаемому другу Джессики, мышонку Нане, что Джессика слишком маленькая, чтобы сделать то-то или то-то, как дочурка сломя голову неслась доказывать, что ее мама сильно заблуждается!
Источник: Харви Карп и Пола Спенсер «Новое воспитание: без слез и конфликтов».