Дети играют, живя в настоящем, а взрослым трудно играть, потому что они находятся либо в прошлом, либо в будущем. Игра способна вернуть нам настоящее, ощущение ценности каждого момента жизни.
Чем младше ребенок, тем больше ему игры требуется со взрослым. Задача мамы — не придумывать игру для ребенка, а поддержать его игру, «подбросить игровых дровишек». Но это возможно только тогда, когда взрослый знает игру, соотносит ее с возрастом ребенка.
До 3 лет игры как таковой нет — специалисты называют ее предметно-манипулятивной деятельностью, отобразительной игрой. То есть ребенок отображает то, что видит вокруг, оперируя игрушками. Например, мама готовит суп — и ребенок на своей игрушечной кухне понарошку готовит суп.
Родителям малыша от 1 до 3 лет важно учиться игровому взаимодействию. Оно начинается тогда, когда родитель может «оживить» простые предметы: у него и вилки разговаривают, и ложки поют, и шапка зовет гулять. Для малыша весь мир одушевленный, живой, и чтобы играть с ребенком, надо это понимать.
Игра — это язык, на котором говорит ребенок. Если взрослые понимают этот язык или готовы его выучить, то даже кризисные моменты переносятся легче и понятнее. Например, почему ребенок плачет из-за того, что забыл свою машинку в детском саду? Почему это так важно для него? Потому что машинка — персонаж его жизни, часть его самого, она для него живая. И обесценивать эту часть, призывать его не расстраиваться, не плакать из-за куска пластика — значит, показывать, что вы ребенка не понимаете, и следовательно, не можете помочь пережить трагедию.
Ребенок не мыслит категориями пользы. Почему ребенок охотнее идет на улицу, если его зовут варежки? Варежки могут хихикать, шутить, говорить с ребенком на одном языке — это же не мама, которая объясняет, что прогулки полезны.
Почему в кризисных ситуациях, когда с ребенком трудно договориться, помогает игра?
Она всегда происходит в воображаемом мире, а не в реальном (где важно съесть всю кашу, потому что это полезно). В игру дети попадают через шкаф, как в Нарнию, или через кроличью нору, как в Страну чудес, — то есть с помощью воображения и фантазии. В игровом, сказочном пространстве все события, процессы и персонажи имеют символическое значение, и недоеденная каша может оказаться волшебным зельем, которое дает богатырскую силу! И она быстро съедается, ведь богатырская сила очень и очень нужна.
Для БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ звоните:
+7 (4722) 50-09-03
пишите в сообщения группы Вконтакте
Мы есть в Insagram