Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. И в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
В домашних условиях для развития речи ребенка родители могут заучивать или проговаривать скороговорки.
Роль скороговорок как средство развития речи детей велика. Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений рече- образующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки русского языка.
Заучивать скороговорки нужно в замедленном темпе, при этом взрослый должен четко произносить все звуки в словах.
При отработке скороговорки необходимо убедиться, что ребенку все слова и выражения понятны, а также смысл в целом. Для этого взрослый может задать вопросы по содержанию, вопросы можно задавать и к каждому слову в отдельности, ребенок отвечает одним словом, употребляя слово в нужной грамматической форме.
Скороговорок очень много, мы приведем для примера легкие для понимания ребенка и эффективные скороговорки.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.
Носит Сеня в сени сено
Спать на сене будет Сеня
Идет спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.
Стоит цапля у болотца,
Улыбается, смеется.
Дождик, дождик, не дожди.
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Увидел ежика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
Егор, Егор, укажи свой двор!
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыла не любила.
Лена искала булавку,
В булавка упала под лавку.
Под лавку заглянуть было лень,
Искала булавку весь день.