Полностью защитить ребенка от негативных проявлений мира невозможно и не под силу ни одному родителю. Но волю возможно выработать.
Способы тренировать волю зависят от черт личности:
1. Педантичный тип: чистота, порядок, аккуратность, добросовестность, надежность в делах, формализм, занудство, брюзжание. Дети с такими чертами характера легче всех остальных тренируют волю.
2. Сверхактивный (гипертимный) тип: веселый, общительный, инициативный, легкомысленный, недисциплинированный, рискованный. Детей с таким типом личности труднее мотивировать на тренировку воли, но задача выполнима — их можно увлечь, переключить с одного занятия на другое.
3. Переменчивый (лабильный) тип: склонный к частым изменениям настроения, обладающий тонкой восприимчивостью в том, что касается отношения к нему окружающих. Для него характерны искренность, привязанность, глубина чувств, он не умеет скрывать свои чувства. Немецкий психиатр Карл Леонгард относил людей с такими чертами характера к аффективно-экзальтированному типу.
4. Демонстративный (истероидный) тип: активность, креативность, желание нравиться. Детей такого типа, по мнению нейропсихолога, стоит больше хвалить — на похвалу они чутко реагируют. «Если делать это правильно — не подлизываться, не льстить, а хвалить справедливо, то ребенка демонстративного типа можно приучить к проявлению воли».
5. Шизоидный тип: замкнутость, иногда эмоциональная холодность, устойчивость интересов, рассудительность, немногословность, серьезность, неприхотливость в быту, эгоизм, неумение сопереживать, самолюбие и ранимость (в случае критики своих идей или логической системы объяснения мира), продуктивность генерируемых идей (часто без заботы об их внедрении). Ребенка такого типа при тренировке воли стоит сделать своим союзником, идейным другом, апеллировать к его интеллекту.
Источник: Вебинар Татьяны Визель «Воля и психологическая устойчивость ребенка в критических ситуациях» для Московского института психоанализа (14 апреля 2020 года).
Вы можете написать нам в группе Вконтакте
Мы есть в Insagram