Отечественный психолог Л.С.Выготский говорил, что основой игры является мнимая ситуация.
Что это такое?
Согласно Л.С.Выготскому, мнимая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Для игры характерно, что все может быть всем.
Вспомните «волшебные» слова детства – «понарошку», «как будто»: вот когда «я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)», тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех приведенных примерах не фигурируют игрушки. Игрушек нет, а игра есть. Здесь же налицо «расхождение смыслового и видимого поля». Видишь одно, а представляешь другое.
Благодаря чему это возможно? Благодаря воображению, позволяющему переносить функции одного предмета на другой. Поэтому мнимую ситуацию можно с полным правом называть также воображаемой ситуацией.
Итак, критерием игры является наличие мнимой, или воображаемой, ситуации.
Создание мнимой ситуации возможно благодаря развитию основного новообразования у детей дошкольного возраста, а именно - воображения. В свою очередь, развитие воображения тесно связано с детской игрой. С одной стороны, оно есть необходимое условие возникновения игры, с другой стороны - развивается в игре.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были.
Такие игры характерны для детей старшего дошкольного возраста, и называются они сюжетно-ролевыми. Развитию данного типа игры предшествуют два других, необходимых вида детских игр: режиссерская и образно-ролевая. Для того чтобы играть в сюжетно-ролевые игры ребенку требуются определенные умения, которые формируются благодаря двум предшествующим этапам развития детской игры. Сюжетно-ролевая форма игры, в свою очередь, переходит в игру с правилами.
В 2-3 года дети играют в режиссера. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой (например, кубик может быть машинкой или чашкой). В таких играх дети обыгрывают короткие, взятые из жизни сюжеты. При этом они обходятся без партнеров по игре. Если же в этом возрасте дети и играют в группе, то игра происходит у них не вместе, а рядом.
Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры - он научается «видеть целое раньше частей».
Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре.
Способность видеть целое раньше частей - вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать волшебником.
Вторая составляющая сюжетно-ролевой игры (помимо сюжета) - роль, умение удерживать ролевую позицию. Эта линия развития обнаруживается в самом начале четвертого года жизни ребенка: возникает новый вид игры - образно-ролевая игра. Дети начинают изображать определенных сказочных героев, животных, людей. Они копируют их повадки, манеры, язык. Это свойство детей - умение перевоплощаться - может в некоторых случаях иметь значение психологической реабилитации. Например, ребенок, которого обижают сверстники в детском саду, может перевоплотиться во льва и, тем самым, почувствовать себя более уверенно.
Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры.
Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.
Для этого очень важно беседовать с детьми о случившихся событиях. К примеру, ребенок с мамой были в парикмахерской. Или педагог с группой детей ходили в парикмахерскую на экскурсию. Об этом визите нужно обязательно поговорить. Но, \"сочиняя\" рассказ, нужно обязательно выполнить важные условия.
Во-первых, нужно включить такие сведения, которые ребенок сможет потом использовать в игре. Важно показать тех людей, которые действуют в той или иной сфере деятельности, и, главное, те отношения между ними, которые существуют в жизни. Например, в рассказе о парикмахерской должны обязательно фигурировать мужской и женский мастера, маникюрша, кассир, клиенты, пришедшие стричься, укладывать или красить волосы, бриться, делать маникюр и т.п.
Второе правило предполагает очень сильную эмоциональную окраску происходящего. Это возводит обыденное дело в ранг события. Дети лучше запоминают то, что эмоционально значимо для них. Проще всего достичь нужного эффекта, если у героев вашего рассказа что-то не получается, если происходит какая-нибудь нелепица.
Ну, например, вернемся в парикмахерскую: у парикмахера вдруг куда-то пропали ножницы, кого-то вместо обычной краски покрасили в голубой цвет, кто-то шел стричься, а попал к врачу. Обратите внимание, что все нелепицы должны быть очень тесно связаны с информацией, которую ребенок будет затем использовать в игре, но вот «откроет» он ее для себя сам. Оказывается, парикмахеры надевают халаты, мастеру нужны ножницы, чтобы стричь, и в парикмахерской красят совсем не теми красками, какими малыш привык рисовать, и кресло должно подниматься и опускаться при помощи педали. Кроме этого, все нелепицы проговаривались, проигрывались участниками событий.
Таким образом, малыш получает возможность и способность затем включить полученный опыт в свою игру.
Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и на сцене появляется новый вид игры - игра с правилами.
Эта игра дает ребенку две необходимые способности.
Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Если вы помните, то воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление.
Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами - это игры коллективные.
Часто родителям хочется, чтобы у ребенка были такие игры, которые займут его полностью, и он не будет мешать взрослым. Но игра как процесс обучения жизненным навыкам предполагает обсуждение и оценку полученной информации, ее своего рода \"сортировку\" самим ребенком (поначалу большей частью с помощью взрослых). Если взрослые не могут или не хотят этого делать - увы, тогда получается, что ребенку вообще вредно играть. Потому что пользы от такой игры никакой не будет, и ребенок не получит ни интеллектуального развития, ни адекватных жизненных навыков. (Точно так же, как если бы предоставить ребенку учиться в классе без учителя: не все взрослые-то способны к самообразованию, а уж дети и подавно).
Уважаемые родители и педагоги: игра - процесс, как правило, коллективный!
Очень редко ребенок играет в игрушки сам с собой (хотя любому человеку иногда надо побыть в одиночестве, и ребенок не исключение). Но большей частью, как правило, дети играют с другими детьми или с взрослыми. И назначение этих игр разное. В играх со сверстниками ребенок оттачивает полученные знания и практические навыки.
Игры же с взрослыми несут больше познавательный характер, развивающее значение, поскольку именно у взрослых ребенок учится в первую очередь. То есть вы вполне можете помочь ребенку выбрать те или иные игры (помочь, а не навязывать), обсудить, во что и как он играл с другими детьми (обсудить, а не допрашивать), а то и самим подключиться к его любимым играм и стать для ребенка единомышленником - а не надсмотрщиком.
Главное, в отношении любых игр необходимо научить ребенка тому, что сейчас называют ОБЖ - основы безопасности жизни. Тому, что удар по голове может причинить непоправимый вред здоровью, что снежком лучше не попадать в глаз, что играть в футбол лучше во дворе, а не у проезжей части, что той же петардой можно как минимум обжечься, - в общем, элементарным вещам!
Но тут непременно нужно отметить, что если ребенок упорно продолжает драться палками, кататься на крыше лифта, баловаться спичками и т.п., и для него не имеет значение слова «опасно для жизни» - стоит срочно задуматься об этом родителям. Потому что снижение ценности собственной жизни и здоровья иногда бывает признаком психологического неблагополучия в душе ребенка, или в семье, в которой он растет.
К примеру, если папа и мама постоянно ссорятся, но тут же начинают действовать сообща, стоит только ребенку чем-нибудь заболеть - так он с удовольствием схватит пневмонию или сломает ногу, чтобы только в семье подольше был мир (а не иллюзия мира!). Или, возможно, ребенку вообще опротивела его жизнь как таковая, и его пренебрежение собственной безопасностью уже называется «суицидально обусловленное поведение»…