Маленьких детей, кажется, так и тянет к земле: они падают, ползают, валяются и переворачиваются. У взрослых, как правило, вызывает умиление такое поведение, которое обычно воспринимается как беспомощность ребенка, его неумение координировать свои движения. Но только ли этой причиной вызвано такое «земное притяжение»? Если бы это было так, то подобные проявления исчезали бы, как только малыш достигнет более совершенного уровня владения своим телом. Однако каждый родитель знает, что такое бесцельное валяние и намеренные падения еще долго сохраняют для ребенка свою привлекательность. Значит, в их основе есть какие-то более глубокие психологические причины.
Действительно, маленький ребенок в процессе всех этих валяний и ползаний впервые осознает не только свои двигательные возможности, но и знакомится с собственными тактильными ощущениями. Он чувствует давление на кожу и познает границы своего телесного «я». Таким образом, когда со стороны вы видите, как малыш всего лишь перекатывается с боку на бок, на самом деле происходит важный процесс определения границ своего тела и приятный процесс освоения своего телесного «я», которое способно доставлять радость (в том числе радость переживания того, что «я существую!»).
Когда малыши подрастают, то в их совместном общении возникает как бы продолжение уже описанных валяний - совместная возня. Теперь они не просто падают, а падают вместе, не просто ползают, а ползают друг по другу и т. д. Такое элементарное общение является одним из первых способов телесного общения со сверстниками. В нем ребенок различает, где границы своего тела, а где уже тело другого человека. Однако не все маленькие дети имеют возможность тактильного контакта с другими детьми, некоторым из них доступно только общение со взрослыми, в котором, конечно, тоже трудно недооценить значение телесности.
Когда дети подрастают, они уже умеют выражать свои чувства и намерения не только физически, но и словесно. Поэтому часто меняется и отношение взрослых к такой возне на полу. К тому же дети, посещающие детский сад, склонны не просто валяться с одним сверстником, а устраивают периодически кучу-малу, участие в которой принимает половина группы. Такие беспорядочные \"свалки\" детских тел, безусловно, вызывают беспокойство присматривающих за ними взрослых.
Начинается такая игра-возня часто с какой-то другой игры, затем превращается в кучу-малу, а завершиться может даже потасовкой. Неудивительно, что воспитатели и родители стремятся отучить ребят от такого «дурацкого» времяпрепровождения. Однако, несмотря на все старания взрослых, дети очень любят такую возню на полу и устраивают ее при каждом удобном случае. Особенно часто это происходит, когда дети предоставлены сами себе, то есть взрослые не регламентируют строго их деятельность и общение. Кто-то расценит этот факт как подтверждение необходимости контроля взрослых («Без надзора дети могут заниматься еще и не такими опасными вещами!»).
Трудно не согласиться с этим мнением в целом: конечно, присмотр за детьми необходим. Но также необходимо предоставлять детям свободное время, не занятое изучением предметов или специально организованными играми. Потому что именно в такой свободной обстановке, когда нет целей, поставленных ребенку извне, эти цели ставятся им самим, зачастую неосознанно, исходя из потребностей своей души и тела.
Возможно, эти задачи будут сильно отличаться от представлений взрослых о том, что сейчас наиболее полезно и нужно для ребенка. Но можно ли считать наши педагогические знания абсолютными? Можно ли думать, что ребенок - это чистая доска, на которой надо писать выбранные воспитателями хорошие и правильные вещи? Как показывает практика, такие жесткие (без тени сомнения) установки взрослых очень вредят естественному развитию ребенка, пытаясь загнать его в определенные рамки и не учитывая индивидуальные особенности.
Так что гораздо разумнее просто стараться быть внимательными к потребностям детей и естественным способам их удовлетворения, пытаться не «запретить», «прекратить» и «направить», а «понять» и «помочь». Поэтому давайте попробуем вникнуть, что же важного, интересного и привлекательного происходит в игре-возне. Что растет и развивается в копошащейся куче детских тел? Какие задачи она выполняет?
Во-первых, во время игровой возни ребенок познает других людей, вернее, их телесную оболочку. Дети интенсивно взаимодействуют, дотрагиваясь друг до друга руками, ногами, головами. Стиль движения отличается у каждого ребенка, и в этом так или иначе проявляется его характер.
Во-вторых, даже общаясь телом, мальчики и девочки ощущают себя в этой куче уже как члены детского сообщества, то есть как социальную личность. Находясь внутри этой человеческой массы, ребенок чувствует себя «принятым», включенным в общение. Как вы знаете, детей очень трудно уговорить дотронуться до того ребенка или взрослого, к которому они чувствуют неприязнь. Так что совместное валяние - это высшая форма симпатии у дошкольников. Каждый ребенок интуитивно догадывается об этом, и каждый стремится стать участником такой кучи-малы.
Кроме того, именно при одновременном интенсивном тактильном контакте разных ребят они начинают ощущать свое единство, сплоченность, а именно над такими характеристиками детского коллектива позднее будут биться взрослые. Но закладываются они в раннем детстве с помощью таких нехитрых игровых способов, причем возникающих у детей спонтанно (взрослые могут помочь уже тем, что не станут мешать, если не возникает серьезных проблем).
В-третьих, игра-возня развивает еще одно важное социальное качество - в ней ребенок учится учитывать то, что он не один. Выбираясь из кучи-малы, ребенок не просто должен действовать по принципу «все средства хороши», а делать это аккуратно, помня, что резкими движениями он может сделать больно другим детям. Таким образом развивается телесная чуткость. Конечно, некоторые родители сразу вспомнят случаи, когда их сыну или дочери в такой куче разбили нос или поставили синяк - какая тут телесная чуткость! Но прежде, чем оберегать своего ребенка от таких игр, подумайте о том, что такая игра - это путь развития телесной чуткости, а не окончательный вариант ее проявления. На этом пути могут встречаться битые носы и оцарапанные щеки, но конечным пунктом все же станет умелое владение своим телом и бережное обращение с чужим.
Случаи, когда этот результат так и не был достигнут в силу каких-то обстоятельств (в том числе и чрезмерного оберегания ребенка), вы можете встретить не так уж редко. Движения таких взрослых сравнивают с движениями слона в посудной лавке. В общественном транспорте они создают другим пассажирам массу неудобств, неловко ставя ноги, передвигая большие сумки, наталкиваясь на людей. Приглашенные в гости, они снова становятся источником мелких неприятностей: наступают на ноги партнера в танце, опрокидывают бокалы, пробираясь к своему месту за столом и т. п. О телесных радостях супружеской жизни с такими людьми и говорить не стоит. Разумеется, из-за своей неловкости эти люди переживают гораздо больше, чем окружающие. Так стоит ли ограничивать малыша в естественных способах преодоления своей неуклюжести, в получении опыта телесного общения с другими людьми, который поможет ему адаптироваться и во взрослой жизни?
В-четвертых, участвуя в игре-возне, особенно если в ней задействовано большое количество детей, ребенок учится сохранять самообладание, не теряться, не бояться, идти на некоторый риск и при этом получать удовольствие. Оказавшись сдавленным на дне свалки, ребенок должен не поддаться первой эмоции - страху и желанию позвать на помощь, а взяв себя в руки (в прямом и переносном смысле), начать извиваться, продвигаясь к просвету. Зато, выбравшись наружу, ребенок ощутит радость победы! Ее происхождение останется непонятным даже для него, но мы-то можем предположить, что это действительно победа над своим страхом, беспомощностью, это опыт самостоятельного решения трудностей, которых теперь можно не бояться.
Этим и объясняется, что выбравшиеся с самого дна раскрасневшиеся и иногда со страданием на лице дети вовсе не стремятся убежать прочь от этого «гиблого места», а, напротив, снова прыгают на кучу сверху.
В-пятых, создавая такую кучу-малу и копошась в ней, что очень напоминает иногда обычную детскую драку, ребенок учится отличать настоящую агрессию от происходящего «понарошку». Преодолевая страх перед игровой агрессией, он тем самым уменьшает и свою боязнь настоящей агрессии. Так что игра-возня - это своеобразная психологическая прививка от страха нападения и физического воздействия.
И, наконец, игра-возня развивает в детях телесную гибкость и психологическую гибкость (умение действовать, исходя из сложившейся ситуации). Неудивительно, что куча-мала используется даже как тренировка профессиональных навыков бойца на занятиях в некоторых видах борьбы.
Последние несколько задач развития, достигаемые за счет игры-возни, объясняют, почему к этому виду игры больше тяготеют мальчики, чем девочки. Кроме этого, можно добавить, что каждый ребенок имеет потребность во впечатлениях и ощущениях, идущих от внешнего мира: звуковых, зрительных, обонятельных и, конечно, тактильных. Если первые в одинаковой мере получают дети обоих полов, то в отношении тактильных контактов мальчики оказываются несколько обеднены.
Мамы уменьшают количество поглаживаний, покачиваний, подбрасываний мальчиков гораздо раньше, чем девочек. Когда ребенок расстроен или устал, то и у мальчика, и у девочки появится желание, чтобы его взяли на руки и утешили. С девочками действительно часто так и происходит. А мальчиков призывают к сдержанности и самостоятельности, напоминают: «Ты же мужчина!» и т. п. То есть период телесных нежностей с родителями у них значительно короче, чему девочек.
Конечно, бывает, что и девочкам не везет: даже когда это вполне целесообразно, родители не поощряют тактильную близость с ребенком. Но и тогда девочкам легче восполнить такой дефицит контактов с помощью общения со сверстниками. Когда две маленькие девочки обнимаются или поглаживают друг друга, это, как правило, не вызывает нареканий у взрослых. Если же это делают мальчики, то взрослые стараются переключить их внимание на более \"мужественные\" занятия и добиться от них поведения, более соответствующего мужской половой роли.
Будущие мужчины обычно восприимчивы к такому моральному давлению со стороны общества. Они перестают быть ласковыми и пытаются удовлетворить свою жажду телесного общения другим путем - провоцируя и поддерживая такую игру, как куча-мала, и различную возню в драках понарошку.
Итак, набралось немало аргументов в пользу игры-возни в дошкольном детстве. Но нередко она встречается и в младшей школе. Там она выполняет те же функции, а также приобретает дополнительную - дает возможность детям на какое-то время вернуться «в детство»: отдохнуть от интеллектуальной работы, от цивилизованных способов общения, от регулируемого поведения. Такой периодический «регресс», хотя и огорчает учителей (только что сделавших из малышей школьников), дает детям возможность почувствовать связь со своим прошлым, отдохнуть, вспомнить, что помимо ответственной роли ученика у них могут быть и другие. Все это дает заряд бодрости и позволяет справиться с новыми трудностями, вернувшись на урок.
Но в начальных классах взрослые еще склонны быть снисходительными к таким валяниям и ребячеству. Наблюдая же подобные игры у подростков, они, как правило, проявляют гораздо меньшую терпимость. Их укоряют, что они «ведут себя как маленькие», боятся, что их неуклюжие, но уже довольно большие тела нанесут вред друг другу и т. д. В средних и старших классах дети и сами стесняются такого не соответствующего возрасту поведения. Но зачастую они чувствуют потребность в тех же телесных радостях. Поэтому находятся новые способы их получения. Непосредственно все ту же кучу-малу можно встретить теперь разве что на ледяной горке или на занятиях коллективными видами спорта. Если малыши явно провоцируют создание таких веселых куч, то подростки делают это как бы случайно. Они могут дурачиться и терять равновесие, чтобы достигнуть того же результата, зато ответственность за «детский сад» не придется брать на себя, просто «так получилось!».
Особенно склонны к провоцированию таких игр подростки, не получившие достаточного количества ласки, нежности и телесных поглаживаний в детстве и не сумевшие решить проблемы телесного развития на предыдущих возрастных этапах. Так что отнеситесь с пониманием к попыткам такого угловатого «недоросля» помочь себе, если родители, бабушки, дедушки и воспитатели не смогли сделать этого, когда он был маленьким.
Что касается желания валяться одному на полу, перекатываться, переворачиваться с боку на бок, то такое желание тоже может возникать у подростков и даже взрослых.
Как правило, оно появляется тогда, когда мы сильно устали физически или психологически. Можно устать от умственного труда, от общения, от нахождения в людном месте, от необходимости заботиться все время о ком-то, концентрировать свое внимание на работе или ребенке. Тогда нам хочется, чтобы наше тело и наша душа вновь стали принадлежать только нам, вернулись в наше полное распоряжение. То есть мы хотим отдохнуть от большого мира, чтобы душа вернулась в свой маленький домик - тело, и побыть в этом состоянии.
Когда мы позволяем себе следовать за столь детскими желаниями, как желание поваляться, мы нередко достигаем гармонии, к которой стремились, и нам удается хорошо отдохнуть. И причина не только в том, что мы разрешили себе то, что нам хотелось. Здесь имеется и нейрофизиологическая основа. Дело в том, что когда человек валяется и прижимается кожей к различным внешним поверхностям, это запускает работу особых мозговых структур. Они обеспечивают регуляцию движений на основе мышечных ощущений, то есть центром отсчета становятся не предметы окружающего мира, а ваше тело. Таким образом вы переводите внимание на самих себя, чувствуете только свое тело и развиваете что-то вроде диалога с самим собой.
Правда, взрослые придумали более «пристойные» способы добиться того же: например, принять пенную ванну, сделать массаж, сходить в бассейн и т. п. Но если на такие «взрослые» способы нет времени или средств, то учитесь у своих детей и поваляйтесь вместе с ними. Этим вы снимете напряжение и улучшите отношения в семье! А кроме того, больше поймете своего ребенка и сами станете гораздо ближе и понятнее ему!
Автор: Татьяна Ломтева