Поступление ребенка в младшую группу дошкольного учреждения связанно с изменением его жизни в различных сферах. Новый режим дня, отсутствие родителей в течение многих часов, новые требования к поведению, постоянный контакт с большим количеством детей, новое помещение, другой стиль общения и еще много неизвестного, которое порой воспринимается детьми и их родителями как опасное.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, капризам, страхам, отказам от еды, частые болезни.
Несмотря на то, что причины осложнений процесса адаптации могут иметь совершенно различные «корни» существуют ряд правил - рекомендаций позволяющих облегчить процесс адаптации ребенка к новым условиям:
- выработка единой системы требований дома и в саду;
- включение в активную познавательную деятельность соответственно возрастным особенностям и потребностям;
- организация сотрудничества со стороны взрослых, помощь в освоении предметный мир;
- формирование положительной установки на посещение детского сада, через демонстрацию ребенку положительного эмоционального отношения к детскому саду и воспитателям;
Предлагаем ответить на вопросы анкеты, которые помогут
определить готов ли Ваш ребенок к посещению детского сада.
Какое настроение преобладает у ребенка?
Бодрое, уравновешенное – 3 балла.
Раздражительное, неустойчивое – 2 балла
Подавленное – 1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро (до10 минут) – 3 балла
Медленно – 2 балла
Спокойно – 3 балла
Неспокойно – 2 балла
Что Вы делаете чтобы Ваш ребенок заснул?
Дополнительное воздействие – 1балл
Без воздействия – 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 часа – 3 балла
Менее 1 часа – 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший – 4 балла
Избирательный – 3 балла
Неустойчивый – 2 балла
Плохой – 1 балл
Как относится к высаживанию на горшок?
Положительно – 3 балла
Отрицательно – 1 балл
Просится на горшок – 3 балла
Не просится, но бывает сухой – 2 б.
Не просится и ходит мокрый – 1 б.
Есть ли у Вашего ребенка вредные привычки?
Да, сосет пустышку (палец), раскачивается (указать другие) – 1б
Нет – 3 балла
Интересуется ли игрушками, предметами быта дома и в новой обстановке?
Да – 5 баллов
Нет – 1 балл
Иногда – 2 балла
Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла
Нет – 1 балл
Иногда – 2 балла
Умеет ли играть самостоятельно?
Да -3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Взаимоотношение со взрослыми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно – 1 балл
Взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно – 1 балл
Отношение к занятиям: внимателен, усидчив, активен.
Да – 3 балла
Нет – 1 балл
Не всегда – 2 балла
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко – 3 балла
Тяжело – 1 балл
Есть аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть – 1 балл
Нет – 3 балла
Прогноз адаптации
55-40 баллов – готов к поступлению в детский сад
39-24 балла – условно готов
23-16 баллов – не готов