К наиболее ярким признакам гиперактивности может быть отнесена постоянная двигательная активность малыша, способная утомить даже наиболее выносливых взрослых. Такие дети не способны спокойно усидеть на одном месте хотя бы несколько минут. Иногда создается впечатление, что руки крохи живут собственной жизнью. Они стремятся исследовать окружающие предметы на ощупь и проверить их прочность. В большинстве случаев подобные исследования заканчиваются поломками. Не свойственна гиперактивным детям и неторопливая ходьба, на смену которой приходят бег и прыжки.
Шишки, царапины и синяки — последствия координационных нарушений, проявляющихся в неуклюжести и частых падениях. Гиперактивные дети не анализируют собственные ошибки, вследствие чего повторяют их вновь и вновь. Их нельзя назвать внимательными и усидчивыми, поскольку они склонны к рассеянности, упрямству, вспыльчивости и негативизму. У таких ребят часто меняется настроение. Иногда может присутствовать агрессия. Чаще всего именно гиперактивные дети оказываются в гуще событий, издавая при этом самый громкий шум.
Проявления любопытства носят мимолетный характер. Улавливанию сути препятствует отсутствие стремления увидеть и узнать нечто большее. Гиперактивные дошкольники не могут быть причислены к категории извечных «почемучек». Редко формулируемые вопросы зачастую остаются невыясненными из-за присущей малышам забывчивости, мешающей дождаться ответа. Подобная особенность затрудняет освоение навыков и усложняет понимание многих (в том числе и типичных) заданий. Помимо этого у большинства детей фиксируется заниженный уровень самооценки.
В относительно расслабленном состоянии гиперактивные малыши могут пребывать исключительно в период сна. К отдыху в дневное время не склонны даже младенцы. Сон в ночные часы чаще всего характеризуется как беспокойный. Проявляется гиперактивность и в непослушании. Заботящиеся о подобных детях взрослые испытывают дополнительные нагрузки с момента появления в их жизни любимого чада, опекать которое они вынуждено практически ежечасно.
Предпосылки к возникновению гиперактивности
Причины детской гиперактивности подразделяются на несколько групп. Помимо биологических предпосылок, обусловленных родовыми травами и повреждениями головного мозга в период вынашивания, существуют генетические (базируются на наследственной предрасположенности) и социально-психологические. В число последних входят неверно избранный тип воспитания, бытовые условия, семейный микроклимат и родительский алкоголизм.
Особенности поведения
Диагностирование детской гиперактивности возможно уже в дошкольный период (примерно с четырех лет). Сравнение с более успешными сверстниками и сестрами/братьями, способными похвастать приемлемой успеваемостью и хорошим поведением, доставляет боль гиперактивным детям, лишенным возможности выполнения поручений на аналогичном уровне в силу отсутствия ответственного подхода. Проявления эмоциональной неустойчивости, недисциплинированности, неаккуратности и беспокойности зачастую провоцируют раздражение взрослых. Родители должны помнить о неэффективности наказаний и замечаний. Помимо этого они должны быть готовы к ухудшению ситуации в период школьного обучения, вызванному наличием сложностей в усвоении школьной программы. Последнее обстоятельство чревато усилением поведенческих нарушений, обострением взаимоотношений со сверстниками и педагогом, развитием чувства неуверенности в собственных силах и слабой успеваемостью.
Внимание — неотъемлемый элемент успешного образовательного процесса. Нарушения в данной сфере чаще всего фиксируются уже в младших классах. Несмотря на особенности, присущие гиперактивным детям, нельзя говорить об их интеллектуальной отсталости. Справедливость этого утверждения подтверждена результатами многочисленных тестирований. В то же время важно не забывать о том, что гиперактивные малыши могут испытывать затруднения на этапе выполнения заданий из-за проблем с организацией работы и сложностей в части сосредоточения. Обилие ошибок и неряшливый внешний вид — видимые проявления невнимательности и несоблюдения выдвигаемых педагогом требований.
Гиперактивные индивиды склонны к совершению действий, которым не предшествует обдумывание последствий. В юном возрасте импульсивность проявляется в неумении ожидания возможности высказаться, многочисленных прерываниях сверстников и учителя, обилии неверных ответов на поставленные вопросы вследствие отсутствия терпения выслушать их до конца. В ходе игровой деятельности гиперактивные малыши не озадачиваются необходимостью следования установленным правилам, что чревато возникновением конфликтных ситуаций с другими участниками. У большинства гиперактивных детей фиксируется повышенный уровень травматичности, объясняемый отсутствием размышлений на тему последствий совершаемых действий.
Нарушения внимания также влекут за собой несобранность. Гиперактивная ребятня не способна сосредотачиваться на многократно повторяющихся операциях, не приносящих мгновенного удовлетворения. Для нее характерны скачки с одного вида деятельности на другой и неспособность самостоятельного доведения порученного дела до логичного завершения.
В подростковом возрасте наблюдается снижение либо полное исчезновение гиперактивности, чего нельзя сказать об импульсивности и нарушении функции внимания. Эти особенности могут присутствовать до окончания периода взросления. В некоторых случаях констатируется увеличение частоты проявлений агрессии и ухудшение поведения, что влечет за собой снижение успеваемости и обострение отношений в пределах школы и семьи.
Универсальные советы, способные упростить жизнь родителей гиперактивного чада
В перечне полезных рекомендаций одно из ведущих мест отведено закаливанию. Действенная процедура показана больным с нервными, желудочно-кишечными и легочными заболеваниями. Для организма холодная вода является стрессовым элементом, взаимодействие с которым включает режим защиты. Активация последнего порождает в человеке желание напасть, убежать или спрятаться, обусловленное попаданием в кровь адреналина, довольно часто именуемого гормоном стресса. Через мгновение организм осознает, что врага как такового нет и сражаться попросту не с кем. Вследствие этого выработанный надпочечниками адреналин переключается на поиск наиболее слабых точек в организме, в число которых входит и нервная система.
Ведро холодной воды следует выливать на загривок и плечи (голова при этом должна оставаться сухой). Такой подход гарантирует снятие накопленного в коре головного мозга избыточного психомоторного напряжения, препятствующего нормальному сну. Кроме того, обливания холодной водой либо контрастный душ — подходящая тренировка для кровеносных сосудов, снабжающих органы (в т.ч. и мозг) кровью.
Вторая полезная рекомендация заключается в наложении запрета на удержание гиперактивного ребенка в домашних стенах. Посещать детские заведения можно с трех лет. Дети этого возраста нуждаются в общении и впечатлениях. Они без труда находят точки соприкосновения с разными людьми в силу собственной предприимчивости, подвижности и отсутствия такого качества, как обидчивость. Подобное взаимодействие призвано подготовить кроху к более сильному стрессу — поступлению в школу. На этом этапе гиперактивная ребятня учится приспосабливаться к требованиям и укрепляет иммунную систему в ходе взаимодействия с ровесниками.
Очередной совет связан с необходимостью обучения ребенка анализу собственного состояния и доведения этих сведений до окружающих. На начальном этапе мать/отец/родственники могут отслеживать «благоприятные» и «неблагоприятные» периоды и вносить определенные корректировки, в качестве которых могут выступать спокойные игры, контрастный душ, кормление и т.д. Поощряется проговаривание наблюдений и соответствующих выводов вслух: «Сегодня ты на это не настроен. Отложим попытку на завтра» либо «Сейчас ты все выполнил быстро и правильно. Постарайся запомнить это состояние». Проявленное на данном этапе терпение довольно быстро ознаменуется положительным результатом, выраженным в звучащих от малыша коротких заявлениях, одним из которых может стать: «Я голодный и злой. Покормите меня, и я стану добрым».
Не последнюю роль в облегчении состояния гиперактивного чада играет умение расслабиться. Поначалу желательно успокаивать ребенка в игровой форме. Также можно прибегнуть к помощи таких заслуженных «психотерапевтов», как песок и вода. Особенно показательны в этом плане поездки на морское побережье, где гиперактивные дети могут нырять, плавать, играть в воде, возводить из песка красивые башни, окруженные рвами, и т.д. Проведенное подобным образом время оказывает на малышей благотворное влияние, что подтверждается существенным улучшением сна, поведения и общего состояния.
При отсутствии возможности вывоза гиперактивного чада за пределы городской черты можно ограничиться 30-40 минутами, проведенными в ванной комнате с разнообразными брызгалками, водяными пистолетами и другими игрушками. Также можно поиграть в «водолазов» или сразиться с малышом в «морском бою». В качестве финального аккорда желательно задействовать обливание холодной водой.
С помощью песка и небольшого подноса можно рисовать простые картинки. В качестве альтернативы может быть предложена глина, работа с которой способствует развитию фантазии, снятию напряжения и агрессии. Заниматься столь увлекательным делом можно на кухне либо в ванной комнате (меньше проблем с уборкой).
Насущные проблемы и способы их решения
Главная задача родителей связана с ежедневной поддержкой не в меру подвижного сгустка энергии. Надежный тыл помогает малышу преодолевать трудности и улучшает состояние его здоровья. Ниже представлены наиболее типичные проблемы, с которыми приходится сталкиваться взрослым, опекающим гиперактивных детей. В их число вошли:
1) Неспособность к регулировке собственной моторной активности.
Как известно, нервная система гиперактивных крох функционирует в режиме постоянных перегрузок. Отсутствие проблем с интеллектом шагает рука об руку с невозможностью пребывания на одном месте в приемлемой для окружающих позе. Вопреки просьбам ребенок продолжает прыгать либо бегать. Поступить иначе он не в состоянии.
В сложившейся ситуации родители обязаны установить жесткий дневной режим, нарушать который можно лишь в особо исключительных случаях. Приветствуется создание и неукоснительное выполнение привычных для ребенка ритуалов: чашка молока на ночь — душ — сказка — сон. Неизменность процедуры — залог быстрого погашения возбуждения и нормального сна. В противном случае процесс укладывания может растянуться на несколько часов, по истечении которых вымотанными себя будут чувствовать и родители, и малыш.
Также взрослые должны озаботиться созданием максимально комфортного и предсказуемого микромира, все параметры которого могут быть охарактеризованы как правильные и постоянные. Устойчивость должна выступать в качестве главенствующего показателя как временных, так и пространственных характеристик. Не стоит менять не только распорядок дня, но и расположение тех или иных предметов либо практиковать их замену. Родители должны помнить о том, что любое изменение в окружающей малыша обстановке будет ассоциироваться у ребенка с катастрофой и запускать истерическую реакцию, проявляющуюся в криках, слезах, беспорядочной беготне, размахивании руками и т.д. Своеобразный способ разрядки помогает крохе справиться с обидами, страхами и волнением. Печальная сторона данного процесса заключена в том, что оскудевших запасов неэффективно растрачиваемой энергии становится недостаточно для познания окружающего мира.
2) Низкий уровень концентрации внимания.
Отсутствие проблем в сфере познания типично для семей, взрослые члены которых не пичкают гиперактивного малыша знаниями до момента поступления в школу. Деятельность ребенка при этом ограничена играми, предполагающими бег, шумную возню, прыжки и другие активные действия.
Проблема низкой концентрации внимания чаще всего всплывает на этапе пребывания крохи в детском саду. В ответ на какую-либо просьбу от малыша может последовать отказ, обусловленный несоответствием ребенка выдвигаемым требованиям. В качестве выхода предлагается присутствие крохи на занятии, не предполагающее выполнения определенных действий. Следящего за поющими/танцующими сверстниками малыша желательно разместить в удобной для него зоне (скамейка в укромном уголке, дверной проем и т.д.). Как правило, по истечении некоторого времени у ребенка возникает желание присоединиться к другим детям. Обязанность воспитателя — поддержать и укрепить похвальное стремление, зародившееся у гиперактивного малыша.
На занятиях, предполагающих сосредоточенность на выполняемых движениях (лепка, аппликация, рисование), целесообразно нагружать отвлекающего других детей «живчика» разнообразными поручениями. Ему можно доверить раздачу материалов и пособий, полив цветов, выполнение простых хозяйственных поручений и т.п.
Для платных занятий обучающего и развивающего характера этот вариант не подойдет, поскольку родители рассчитывают на увеличение объема знаний у любимого чада, а также формирование и закрепление полезных в повседневной жизни навыков.
К сожалению, следует признать, что в большинстве случаев гиперактивный ребенок не находит места в группе более спокойных и настроенных на обучение сверстников. Родителей таких сгустков энергии довольно часто просят не приводить малыша на занятия.
До достижения гиперактивными детьми шестилетнего возраста опекающим их взрослым желательно отказаться от посещения групп, воспроизводящих школьную систему (сидение за партами, выполнение письменных заданий в тетради и т.д.). Гиперактивной ребятне ближе обучение в игровой форме, в ходе которого можно попрыгать, побегать, покричать. Ответы на заданные вопросы при этом даются исключительно при наличии у малыша соответствующего желания.
В том случае, когда воспитатель не может справиться с гиперактивным малышом, а его повышенная подвижность постоянно будоражит и отвлекает от занятий других детей, желательно не доводить ситуацию до крайности и покинуть группу заблаговременно. Следующую попытку можно предпринять уже на следующий год либо попробовать подыскать крохе более подходящее окружение.
При наличии домашних заданий родители не должны принуждать малыша к их выполнению. Ребенку, не дождавшемуся от воспитателя похвалы за то или иное действие, можно предложить помощь (при условии его готовности к выполнению задания). С этого простого шага начинается формирование собственной воли.
Также родителям важно помнить о том, что гиперактивные дети склонны к разбрасыванию предметов, а не складыванию (паззлы и мозаика — не для них). Выученные накануне буквы малыши могут помнить несколько дней, после чего знания напрочь улетучиваются из головы, как будто их там и не было.
3) Гиперподвижность.
Жизнь гиперактивных малышей проходит в движении. Подвижность крохи может быть ограничена в исключительных случаях. В качестве наказания не следует применять длительное стояние в углу или усаживание на стул.
Приветствуется создание специальной зоны, в которой размещают спортивные снаряды (шведская стенка, например). Это решение способствует снижению количества травм за счет улучшения координации движений, развития ловкости и гибкости.
При наличии возможности и соответствующего желания со стороны малыша можно записать его в секцию/кружок, где ребенок сможет заняться верховой ездой, бегом или гимнастикой, народными танцами или плаванием. Некоторые дети с удовольствием посещают театральную студию. Руководитель секции должен установить контакт с малышом. Это условие является обязательным для сохранения желания посещения занятий.
От серьезных нагрузок целесообразно отказаться, поскольку гиперактивные дети не приспособлены для профессиональных занятий спортом.
Также родители не должны пренебрегать ежедневными продолжительными прогулками. Гиперактивная ребятня должна иметь возможность сооружать дома шалаши, помогать по хозяйству, лазать по мебели и т.д. В зимний период можно направить избыток детской энергии на катание на санках, коньках либо лыжах.
Мир полон опасностей. Как предупредить об этом ребенка? Мир полон опасностей. Как предупредить об этом ребенка?
Важные нюансы
В ходе занятий важно не ограничивать гиперактивного малыша в движении. Лучше разрешить ему ходить, ползать или бегать.
Длительность проводимых занятий должна быть комфортной для непоседы. На начальном этапе можно ограничиться двумя минутами и проведением занятий через 1-2 часа. Впоследствии длительность урока может быть увеличена до 3-4 минут. В качестве максимально допустимого порога для гиперактивного дошкольника определен десятиминутный интервал (по истечении этого времени ребенок начинает размышлять о том, как бы ему улизнуть с занятия).
Современные методики (Никитины, Зайцев, Доман) — неподходящее решение для гиперактивной ребятни. Успешность каждого урока зависит от качества предварительной подготовки взрослого. Отвлечение учителя на поиск материала и обдумывание следующей фразы увеличивают риск потери внимания гиперактивного ребенка.
Занятия должны быть регулярными и проходить в определенное время. Подобный подход обеспечивает соответствующий настрой со стороны малыша. Уроки желательно проводить в наиболее эффективные у непоседы часы, выявить которые родителям придется самостоятельно.
Крайне важно учитывать текущее состояние ребенка. В периоды забывчивости целесообразно отложить занятия и провести их позже, посвятив время играм.