… из социальной сети ( http://vkontakte.ru/id22474053 ):
Религиозные взгляды: ДА
Любимые цитаты: «Если работать 24 часа в сутки, то успех придет сам собой». Любимые игры: волейбол
-Вопрос парадоксальный: Вы хотели бы быть ребенком в наше время?
- Думаю, мне было бы сложно и с каждым годом быть ребенком все сложней становится… Ведь мир божественный - он прост. А вот с реальностью сложнее. Когда-то Есенин поехал в Москву и Москва для него была очень родным городом, в нём не было страха. Он приехал в этот город впервые, он был счастлив, ему всё было понятно. А сейчас, когда подросток из провинции приезжает в Москву – это же стресс, это страх, это встреча с враждебным миром. Мне ребёнком было трудно, было непонятно, как этот мир устроен, но были понятные основы. В этом смысле мне бы не хотелось быть сегодняшним ребёнком. Мир моего детства был простым: врачи должны лечить людей, милиция должна охранять, учителя – учить, а сейчас – как ребёнку объяснить, что есть люди этой профессии, они должны так делать, но не делают, потому-то и потому-то. Как разобраться в этом? Хорошо, ты разобрался, понял наконец эту реальность, ну и как с ней жить, с этой реальностью? А если подросток честный, говорит «а я не хочу так жить» - тогда что делать? Но с детьми всегда интересно, вот, например, случай… Бабушка с внучкой на службе, девочка начинает хныкать, что она устала и стоять не может больше. Бабушка ей говорит: «Встань на колени, обопрись, полегче будет», а она в ответ «Это нечестно – пойдем домой».
- Сложно ли работать с детьми, подростками, с молодёжью вообще?
- Как сказать. Есть хороший принцип – принцип соприсутствия. В городах, в поселках, в деревнях, вокруг нас живут реальные молодые люди, у них есть реальные увлечения, реальные проблемы в их среде и священник может присутствовать в их жизни, создавать некие пространства, где было бы логично пересечься. А все конференции, разговоры на эту тему – это всё пустое. Как Колчак говорил: «Я не верю в эти все съезды. Я верю в танки, пушки. У меня госпиталя нет нормального, медикаментов, снарядов, а вы всё съезды, съезды».
- На Ваш взгляд, какие они – современные дети, подростки?
- Они – индивидуалисты, хорошо это или плохо, им труднее что-то делать вместе, в коллективе. Другой вопрос, почему так происходит: иногда потому что негде, иногда не умеют, не знают, как. Люди моего поколения воспитаны по-другому и наши подходы уже не работают. В этом сложность подготовки мероприятий: нам кажется, что это здорово, что это «сработает», но не тут-то было. Причем всё очень быстро поменялось. Тот же летний лагерь раньше был рассчитан на то, чтобы вместе что-то сделать. А сейчас – «приходите и развлекайте нас, аниматоры».
- Как Вы относитесь к интернету?
- Для меня интернет – это все-таки очень большие информационные возможности, инструмент. Мне многое интересно, я бы даже пошел учиться, но такой возможности нет, а в интернете можно найти информацию, лекцию, учебник. Также это возможность поддерживать связь с людьми, отвечать на вопросы. Неоднократно обсуждалась тема, как православным использовать интернет. Фокус в том, что я в одиночку могу помочь не очень большому количеству людей, но могу ведь! Одноклассники, однокурсники, знакомые мои, которые меня реально знают, но с которыми я нечасто вижусь - я могу ответить на их вопросы, может быть, кроме меня им в этот момент и спросить не у кого. И этого достаточно. Если у каждого человека будет такой «оазис» православия вокруг, таких островков будет много.
Есть и негативная сторона у виртуального общения – подмена живого общения. Можно на эту тему проводить множество семинаров, конференций, но от этого мало что изменится. А можно вживую организовать какой-то лагерь, встречу… просто сделать всё так, чтобы люди могли сказать: «Надо чаще встречаться».
…Встречи с молодежью, православный летний лагерь «Пчелка», Пасхальный молодежный Фестиваль современной позитивной музыки, съемки фильма «Традиции православной иконописи» (занявшего 1 место в номинации «телевизионные фильмы» на IV Международном Сретенском православном кинофестивале «Встреча»), однодневные походы – туристические, вброд через реку, по лесным тропинкам, с полевой кашей, заготовкой дров в лесу, многодневные – паломничества в Воскресенский женский монастырь села Зимовенька, в скит Свято-Троицкого мужского монастыря села Неклюдово, в Муром, где находится старинный Свято-Троицкий храм, ежегодный крестный ход с чудотворной иконой святителя Николая Ратного из Преображенского кафедрального собора Белгорода в село Устинка Шебекинского района на Свято-Николаевский источник – это только часть Ваших дел. Всё это реализовывалось в разные периоды жизни. На тот момент это соответствовало какой-то ситуации, как-то сложилось, было органично и не было искуственно придумано. Один единственный раз я решил провести мероприятие «к конкретной дате» и получилась откровенная ерунда, лучше делать спонтанно, когда возникает какой-то вопрос или проблема, насущная необходимость. Иногда, конечно, хочется всё бросить, что-то не получается, но с другой стороны, приходит новый день, новая идея и появляются, часто сами собой, люди для их реализации.
-Такой работой нельзя не восхититься, но я знаю, что в планах у вас еще много важного и полезного?
- Идей много, к сожалению, сейчас не хватает финансирования. Например, есть идея школы выживания (по аналогии с бойскаутами). Ведь детские лагеря не должны быть отдыхом, они должны быть преодолением, должны обучать чему-то. В нашем храме уже начала работать Воскресная школа: ведется работа с детьми дошкольного возраста (кстати, уникальная ситуация для Белгородской области), в том числе развивающие занятия по методике Зайцева, а еще курсы для будущих мамочек, курсы по грудному вскармливанию, раннему развитию, детская площадка рядом с храмом…
Я когда служил на флоте, мы были в Средиземном море: НАТО, противостояние, совершенно по-разному организованная служба у офицеров Советского союза и американских офицеров… Они про нас говорили: «Морская служба тяжела, но русские сделали её невыносимой». Вот и здесь получается, что духовная жизнь тяжела, но русские сделали её невыносимой. В молодости мне казалось, что всё должно быть строго, аскетично, никаких излишеств, а с возрастом понимаешь, что это перегиб, надо продумать, чтобы людям было удобно, и было пространство для детей. Поэтому и предложил строителям, спонсорам идею детской площадки, и все очень тепло откликнулись. А на церемонии открытии храма архиепископ особо отметил, что хорошо бы сделать открытие таких площадок доброй традицией.
- Каждая мама решает вопрос в том числе и общения своего ребёнка. В каких мероприятиях можно участвовать?
- Самое доступное направление – семейные палаточные лагеря. Сейчас организуется немногое, при этом возникает множество организационных вопросов, согласований с инстанциями. Остались только карающие и запрещающие, помогающих нет, никаких созидателей… А семейный лагерь – он жизнеспособный прежде всего потому, что в нём участвуют родители вместе со своими детьми. Ведь дети очень отличаются друг от друга, для них разница в два-три года – это уже другие планеты, интересы зачастую не пересекаются. А тут такая возможность общения, соприкосновения интересов. Летние семейные палаточные лагеря вообще – очень интересная штука. Ведь дети, да и мы сами, как инопланетяне. Мы мало знаем о мире вокруг: выходишь в лес – сколько деревьев, сколько птиц сможешь назвать? А мы, например, снимали в деревне дом и учились печку топить. Важно взять и к чему-то прикоснуться, получить жизненный опыт…
- Какие планы на ближайшее будущее?
- Из ближайших - молодежный православный лагерь «Феодоровский городок», детский православный лагерь. Также в планах открытие «Школы православного лидера» - первая встреча-слёт запланирована на начало 2011 года: круглые столы, встречи с интересными людьми, игры, экскурсии… А выпускники Школы смогут поделиться знаниями со своими одноклассниками, друзьями и родными, стать примером для ровесников, зажечь так сказать искорку деятельности.