Дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человечности, доброты, мышления и, конечно, интеллекта.
Интеллектуальное развитие начинается не с началом профессионального школьного обучения, как ошибочно полагают многие родители, искренне считая, что, для того чтобы их ребенок был умственно развитой личностью, существуют школа и учителя. Интеллектуальное развитие начинается в семье: с простой игры, с элементарного общения со взрослыми людьми, со сказок, рассказанных бабушкой.
Дети — это очень сложный «материал» исследования детской психологии, с ними нельзя проводить сложные неоднозначные опросы, ставить разные эксперименты; только в процессе игры, не смоделированной, а натуральной — подсмотренной игры можно проследить многие закономерности интеллектуального развития вашего ребенка.
Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет малышу представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить воображение, мышление, пофантазировать. Если в два-три года ребенок играет один или с родителями, представляя себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора носится по квартире, держа в руках самодельный руль, то к четырем-пяти годам особое значение приобретают сюжетно-ролевые игры. Здесь участвуют все: и друзья, и братья, и сестры, и родители; у каждого своя роль, своя, пусть игрушечная, ненастоящая, но жизнь.
В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения. Очень часто родители ругают своего ребенка за то, что он привел целую ватагу друзей и устроил дома настоящий погром, вместо того чтобы просто научить малыша играть. Помните, что, для того чтобы ваш ребенок радовал вас своими успехами и поступками, его необходимо много чему научить: научить правильно есть, правильно говорить, правильно поступать в той или иной ситуации, но самое главное — это научить ребенка играть.
До того как ваш малыш пойдет в школу и у него появится множество дел и забот, связанных непосредственно с учебой, основной деятельностью дошкольника, позволяющей ему познать мир вещей и человеческих отношений, является именно игра. В ней он учится понимать предназначение различных вещей и предметов, находить связи со взрослыми и другими детьми.
Ни в коем случае нельзя лишать ребенка возможности играть и развиваться. Вместо того чтобы запрещать и наказывать, родителям следует выработать свою индивидуальную политику поведения в отношении игры. Это надо сделать так, чтобы игра не занимала все время ребенка, а лишь дополняла и пополняла его интеллектуальное развитие.
Давайте поговорим именно о сюжетно-ролевых играх, выясним, каково же их значение в жизни и развитии ребенка. Кто из нас в раннем детстве не играл в дочки-матери? Все! Кто-то был мамой, с виду строгой, но все разрешающей, а кто-то дочерью, во всем слушающейся маму. Создавая свою игрушечную семью, мы создавали собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Понаблюдайте за своим ребенком, играющим с друзьями, выясните, какую роль он занимает чаще всего, посмотрите, как он общается со сверстниками, и вы узнаете много нового о своем малыше.
Если ваша дочь чаще играет роль матери, т. е. ведущую роль, требующую большей ответственности, серьезности, — это значит, что ваша малышка довольно самостоятельна, решительна, способна принимать самостоятельные решения, пусть даже детские. Эта роль, как правило, требует определенных навыков в сфере межличностного общения и некоторых бытовых навыков. Мама готовит еду, убирается в доме, следит за своими детьми — вы-то знаете, что это работа не из легких. Подобная роль, выбранная вашим ребенком, свидетельствует об определенном складе характера, лидерских склонностях.
Роли детей, как правило, выбирают малыши несколько ветреного характера, дети, которые не любят быть серьезными, не стремятся руководить игрой, скорее, они склонны подчиняться. Но не стоит думать, что, если ваш ребенок в игре чаще становится подчиненным, это говорит о его необщительности и неприспособленности, эта роль требует определенного склада характера. Уметь подчиняться так, чтобы не уронить собственного достоинства, не сделать что-то в ущерб себе, — это гораздо сложнее, чем руководить.
Некоторые дети склонны в игре выбирать роли третьего лица, например бабушки, тети, сестры. Это, как правило, проявление средних способностей. Такие дети не хотят руководить, но и подчиняться не хотят, выбирая роли взрослых людей, но так, чтобы снять с себя всякого рода ответственность. Это признак того, что ваш малыш осознает и ценит родительскую роль, он понимает, что мама должна не только командовать и требовать беспрекословного подчинения, но и уметь находить общий язык со всеми участниками игры.
В сюжетно-ролевых играх, кроме деления на главные и второстепенные роли, существует деление на положительных и отрицательных героев. Очень часто дети, не имея богатого жизненного опыта, проводят резкое деление ролей на положительные и отрицательные. Что касается положительных героев, то мотивация выбора ребенком данной роли понятна: он хочет быть хорошим, стремится понравиться всем участникам игры, наладить дружеские отношения.
Но иногда малыш сознательно выбирает резко отрицательные роли, роль злой матери или отца или непослушного ребенка. Чем же мотивирован выбор подобной роли? Ведь все родители стремятся сделать своего ребенка лучше, добрее, внимательнее к окружающим. Причин может быть несколько, если не брать в расчет некоторых психических расстройств (мании, фобии, навязчивые состояния и т. п.).
Во-первых, причиной столь необычного выбора игровой роли может быть (и это самая распространенная причина) неблагоприятная обстановка в семье, когда родители избирают тоталитарный стиль воспитания. В такой семье ребенок чувствует себя ущемленным, обиженным, и такая модель родительского поведения отражается малышом в игровой деятельности. Родителям, заметившим за своим ребенком подобные особенности, стоит немедленно пересмотреть собственные методы воспитания.
Во-вторых, мотивом к выбору отрицательной роли может быть, наоборот, слишком равнодушное поведение родителей, если они выбрали для себя модель поведения посторонних наблюдателей. В такой обстановке ребенок чувствует себя ненужным, неинтересным, и в игровой деятельности он старается выплеснуть все эмоции, которые не могут быть выплеснуты дома.
В-третьих, причиной выбора малышом роли отрицательного персонажа может быть неравноправное положение в семье, когда после рождения второго ребенка все внимание уделяется младшему. Такие условия способны породить в малыше чувство неудовлетворенности, злости, что, как и две предыдущие причины, находит отражение в игровой деятельности.
Это, конечно, неполный список основных причин неадекватного выбора ребенком роли в игровой деятельности. На самом деле их намного больше. Малыш, особенно в возрасте трех-четырех лет, когда он уже достаточно развит, имеет некоторый жизненный опыт, когда у него уже налажены контакты со взрослыми, наиболее болезненно реагирует на определенную обстановку в семье; он хочет управлять родителями, старается сделать так, чтобы мама и папа не ссорились, не ругались. Дети, как уже говорилось выше, — сложный психологический материал, главная сложность которого заключается в их непосредственности, наивности. Где, как не в игре, ребенок способен показать себя, выплеснуть эмоции, которые у него накопились?
Очень часто, наблюдая за игрой детей, родители бывают неприятно поражены тем, как ведет себя их послушный ребенок в процессе игры, они не перестают удивляться, откуда ребенок почерпнул ту или иную форму поведения. Как правило, все модели семейного поведения, которые создает малыш при игре, — это модели поведения реальной семьи, в которой воспитывается ребенок. И очень часто, приглядевшись, родители могут увидеть в своем малыше все свои отрицательные черты.
Но почему именно отрицательные? Все просто! Психологи не устают предупреждать родителей, что ребенок, как губка, впитывает в себя все, что надо и, к сожалению, что не надо. Поэтому не только родители, но и бабушки и дедушки, дяди и тети должны стараться дать ребенку положительной пример, чтобы в дальнейшем избежать неприятных сюрпризов.
Для того чтобы ваш ребенок развивался в полноценную, психически здоровую личность, очень важна благоприятная эмоциональная обстановка в семье. Как раз в области сюжетно-ролевых игр наиболее образно и наглядно можно проследить семейную среду того или иного ребенка. Если малыш во время игры нервничает, кричит, раздражается, можно сделать вывод о том, что он просто-напросто копирует поведение кого-то из родителей или близких родственников.
Особое значение в сюжетно-ролевых играх занимает вопрос половой принадлежности. Все игры разделяются на «типично мальчишеские» и «типично девчачьи». Именно в возрасте четырех-пяти лет закладываются основы половых различий, для родителей очень важно научить своего ребенка правильно относиться к друзьям противоположного пола.
Следует объяснить сыну, что играть в дочки-матери для настоящего мужчины абсолютно не позорно и не стыдно, а играть в казаки-разбойники для девочки совсем не страшно. Психологами неоднократно доказано, что именно в этом возрасте в психику ребенка закладывается модель его будущего семейного поведения.
В этом отношении роль сюжетно-ролевых игр заметно возрастает. Понаблюдайте за детьми, играющими вместе, и вы заметите в их поведении несколько типов моделей семейного поведения. Очень важно объяснить мальчикам, что девочек нужно защищать, а не обижать и не дразнить. Иногда дети достаточно неадекватно ведут себя с детьми противоположного пола, особенно это касается тех детей, которые воспитываются в неполной семье.
Сколько бы ни говорили о том, что и в неполной семье можно воспитать полноценную личность, факты говорят обратное: мальчики, воспитанные одной матерью, очень часто грубо относятся к девочкам, а иногда и конфликтуют с другими мальчиками, на подсознательном уровне видя в них потенциальных соперников; то же происходит и с девочками, воспитанными в неполноценной семье.
Конечно, наблюдение за сюжетно-ролевой игровой деятельностью ребенка может дать родителям огромное количество необходимой информации, но, кроме этих сведений, огромное значение имеет совместная деятельность, когда родители и дети выступают в роли партнеров, занимающихся общим делом.
В дореволюционной России, когда в семье было по пятеро-шестеро детей, а иногда и больше, доброй традицией были домашние концерты, когда нарядные дети играли пьески на фортепиано, пели романсы и детские песенки, ставили сценки, а иногда разыгрывали целые спектакли.
Безусловно, в настоящее время большинство родителей из-за вечной занятости не располагают достаточным количеством времени, чтобы часто заниматься подобной совместной деятельностью. И все-таки следует постараться к каждому празднику не просто собрать детей, для того чтобы они могли пообщаться и поиграть вместе, но и сделать так, чтобы именно дети стали организаторами праздника. Поставьте вместе домашний спектакль, взяв сюжет из школьной жизни или просто забавный случай, и вы увидите, с каким удовольствием ваш ребенок поможет вам в организации семейного торжества.
Но, для того чтобы подобного рода деятельность стала для детей действительно увлекательной, следует учитывать возраст и увлечения малышей. Если вам нравятся бессмертные пьесы Чехова вроде «Чайки» или «Вишневого сада», не пытайтесь поставить нечто подобное со своими четырех-пятилетними детьми. Они не поймут этого, но, чтобы не огорчать вас, будут пытаться сделать то, о чем вы их просите, — это снизит детский интерес к такой деятельности.
Очень важно научить ребенка самостоятельно организовывать семейные праздники. Как часто дети сталкиваются с проблемой организации собственного досуга? Мы ругаем детей за то, что они слоняются по улицам без дела, а ведь в этом отчасти виновны именно родители, потому что вовремя не научили детей организовывать свое свободное время. Для того чтобы выработать у детей подобные навыки, необходимо долго учиться. Семейные концерты, спектакли, домашние праздники призваны не только повысить интеллектуальный уровень детей, но и в большей степени поспособствовать раскрепощению детей. Участвуя в подобных мероприятиях, дети раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.