Дети постарше сами часто просят читать им, но очень скоро теряют внимание, их руки приходят в движение, они вертятся на стуле, достают из кармана какую-нибудь игрушку и начинают возиться с ней. Те же, кто сидит неподвижно, тоже быстро теряют нить прочитанного и больше не слышат текста.
Юлия Ивановна Фаусек ( - педагог, деятель дошкольного воспитания, наиболее видный отечественный пропагандист опыта М. Монтессори) рассказывала такую историю: однажды, усевшись читать по просьбе детей, она предложила им рисовать, когда они захотят, во время чтения. Почти все с радостью принялись за работу. А один мальчик сказал: «Я сам хотел попросить позволения рисовать, когда вы читаете, а вы сами угадали. Как приятно рисовать и слушать». Те, кто просто слушал, тоже не выдержали до конца, встали, вынули из своих ящиков бумагу и карандаши и принялись за работу. Внимание было полное. Юлия Ивановна заметила, что во время чтения дети рисовали орнаменты, геометрические фигуры, раскрашивали готовые картинки, словом, выполняли механическую работу, не требующую сосредоточения. Беспокойные руки были заняты и не мешали уму воспринимать впечатления услышанного.
Мария Монтессори во втором томе своей «Педагогики» писала: «Когда развитие ребенка подвинуто описанными упражнениями, учительница может начать читать вслух. Мы делали это в часы рисования... В то время как в спокойной тишине, рождаемой работой, дети предаются рисованию, учительница может читать им что-нибудь. Иногда можно удержать все маленькое общество только одним чтением. Но это не всегда легко. Должны быть музыкальные условия, чтобы увлечь маленьких „ценителей“ искусства, в углубленной неподвижности жадно впитывающих в себя то, что нравится; но опыт нам показал, что легче всего заставить слушать детей, когда они заняты работой, которая не требует большого сосредоточения и не требует вдохновения».
Источник: Елена Хилтунен «Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики М. Монтессори».