Социализация ребенка основывается на его умении быть самостоятельным. Формирование самостоятельности предполагает не только достаточное умственное развитие, но и навыки ухода за собой. Необходимо воспитать и закрепить в малыше желание участвовать наравне со взрослыми в домашних делах. В будущем, дети, помогающие родителям, перенесут полезные привычки в собственный семейный уклад и общественную жизнь.
ПОЧЕМУ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПО ДОМУ
В чем суть воспитания у детей навыков домашней работы и желания выполнять ее? Рассмотрим на практических примерах:
Развитие навыков ухода за собой и содержания в чистоте собственной комнаты важно для воспитания зрелой личности в целом. Ребенок должен понимать, что быть неряхой, грязнулей, и иметь такое же жилище — это плохо и осуждается. Не стоит приводить в пример асоциальных людей. Причины, по которым они стали такими — другие и для маленьких детей непонятные.
Понимание того, что дети должны помогать родителям по дому, является частью формирования уважения к старшим, желания облегчить их трудовой день, взяв часть обязанностей на себя. Здесь уместен собственный пример помощи престарелым родителям или одиноким соседям, если родственников нет.
Уход за домашними питомцами приучает малышей к ответственности за «братьев наших меньших». Кормление, лечение, чистка, выгул воспитывают в ребенке сострадание и понимание того, что кто-то без его помощи обойтись не сможет. Такое ответственное отношение к животным влечет за собой и желание защитить слабого.
Навыки помощи взрослым не зависят от гендерного различия. Мальчики должны уметь содержать себя и дом в порядке, такие навыки обязательны для юноши перед уходом в армию, девушкам, соответственно, они крайне важны для благополучного замужества.
И конечно, воспитание, полученное в детстве, отразиться на будущих семьях, взаимоотношениях между супругами, спокойном внутреннем климате, на становлении будущего поколения.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ
Определить круг обязанностей для ребенка, согласно возрасту, помогут рекомендации педагогов:
В 2-3 года
Малыш уверенно складывает игрушки в ящик, выкидывает использованные салфетки или одноразовую посуду, помогает накрывать на стол. Детям в этом возрасте очень нравится расставлять обувь. Эти занятия имеют еще и обучающий эффект (например, формируют умение сортировать предметы по единому признаку и т.д.).
В 4-5 лет
Задачи усложняются. Теперь ребенку предлагают расставить книги на полках, убрать столовые приборы по ячейкам, сложить белье, заправить кровать.
В 6-7 лет
Дети убирают комнату, расставляют и раскладывают вещи. Ребенку следует поручать поливку комнатных растений, мытье посуды с легким загрязнением (ложки, вилки, кружки), развешивание белья.
В 8-9 лет
Подросток должен справляться с мытьем полов и пылью на полках. Ухаживать за домашними животными с чисткой клеток и лотков. За ним стоит закрепить вынос мусора. Обычным делом должна стать чистка собственной обуви и развешивание одежды в шкафу.
В 10-12 лет
К этому времени, ребенок пылесосит, знает, как работает посудомоечная и стиральная машина, умеет готовить несложные блюда, обслуживает себя в отсутствие взрослых: разогревает еду, наводит чистоту в квартире к приходу родителей.
В 13 лет и старше
Если воспитание было организовано правильно, подросток уже полностью самостоятелен. Ему не требуются напоминания о домашних делах.
Конечно, рекомендации условны, все зависит от развития ребенка (умственного и физического), а также от желания родителей воспитывать, в том числе и себя. По прилагаемой ссылке вы можете скачать памятку о том, в чем может ребенок помогать по дому в соответствии с возрастом.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
Неумение организовать собственное время заставляет родителей оправдывать свои пробелы в воспитании бешеным темпом жизни, усталостью и другими отговорками. Безусловно, перечисленные причины имеют место, и часто сил на приучение сына или дочери к самостоятельности просто не остается. Однако, постоянное откладывание совместных занятий в воспитательных целях перерастает в факт — ребенок не помогает по дому и не имеет к этому никакого желания. И со временем ситуация только усугубится. Типичные ошибки родителей, приводящие к инфантильности младшего поколения, в следующем:
Я лучше сама!
Безусловно, уровень развития взрослых позволяет качественнее справиться с домашними обязанностями — кто спорит? Но наука воспитания заложена самой природой: даже кошка многократно повторяет уроки охоты, чтобы сделать котенка самостоятельным. Придется не один десяток раз показать, как правильно. Важно не упустить момент, когда ребенок начнет произносить фразу «Я сам!», и позволить ему помогать.
Ты не так делаешь!
Если начать переделывать все по-своему на глазах у ребенка, да еще и с ворчанием, он гарантированно потеряет интерес к происходящему. Возможно, даже обидится. Не стыдитесь попросить прощения и позитивно оцените сделанное.
Я быстрее!
И здесь нет вопросов. Но почему бы не превратить уборку или приготовление блюда в совместную игру? Дух соперничества присущ малышам. Посильные манипуляции выполняют дети даже младшего дошкольного возраста уже в 2-3 года.
Потом!
Усталость — не повод отложить домашние дела на неопределенное временя. Нельзя оставить грязную посуду или пол назавтра, если начат воспитательный процесс. Ребенок так или иначе копирует поведение взрослых и в будущем возьмет привычки с собой. Глупо потом удивляться, почему дети помогают маме редко или вообще этого не делают.
Решившись на рождение малыша, родители должны набраться терпения еще до его появления на свет. От того, насколько сильно желание воспитать достойного члена общества и опору в старости, зависит жизнь и счастье в будущем самого дорого члена вашей семьи.
КАК ПРАВИЛЬНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДОМАШНИМ ДЕЛАМ
Проштудировав ошибки и «примерив» их на собственную ситуацию (скорее всего, они есть), мудрые родители должны принять мысль, что собственное поведение придется менять. И чем раньше это произойдет, тем лучше для всех. Итак:
Нет крикам!
Ругань и истерики — плохие помощники в деле воспитания ребенка, особенно младшего возраста. Например, ребенок не хочет убирать игрушки. Что делать?
Во-первых, стоит узнать, почему просьба мамы или папы не была выполнена. Может быть, у сына или дочери как раз сейчас разворачивается захватывающая история в игре? Тогда примите участие и доведите игру до завершения вместе.
Во-вторых, капризы малыша могут быть связаны со здоровьем. Он вял, интереса к россыпи игрушек не проявляет, его внимание не переключается на другие развлечения. Тогда речи о наведении порядка быть не может — важно оказать помощь малышу.
Если причин для отказа нет, но ребенок не хочет убирать игрушки все равно, в красках опишите последствия «бардака» — на любимую игрушку можно наступить и сломать, при этом подвернув ногу. Или предложите сказочный вариант — герои игр могут обидеться на хозяина, уйти и никогда не вернуться.
Нет приказному тону!
Воспитание ребенка — это не муштра солдата. Ребенку в жизни предстоит еще немало негатива, а родительский дом должен вспоминаться с любовью. Поэтому решение вопроса «Как заставить ребенка убрать игрушки или вымыть посуду?» лежит на поверхности — никак. Можно только попросить, используя для этого правильные средства: настойчивость, игру, ласку.
Объясняйте!
Ребенок должен понимать, для чего он делает ту или иную работу. Например, почему дети поливают цветы? Важно рассказать им, что влага важна для жизни растений, без нее они погибнут так же, как и люди без еды. Или, зачем требуется вытирать пыль с полок? Объясните, почему пыль вредна для здоровья людей.
Хвалите!
Любая помощь, даже незначительная мелочь, сделанная ребенком, не должна остаться без внимания родителей. Скупиться на похвалу не стоит, однако, нельзя и «переборщить». Малыш не должен воспринимать помощь родителям, как собственный исключительный поступок. Помощь по дому должна восприниматься ребенком, как нечто само собой разумеющееся. Например, ребенок убирает игрушки, скажите ему: «Молодец!», обратите внимание папы на этот факт, и этого будет достаточно, чтобы чадо испытало гордость за выполнение своих обязанностей.
Негативный вариант похвалы — плата или разрешение на что-либо за выполнение своих обязанностей по дому. Этим можно добиться лишь того, что без «мзды» ребенок не возьмется выполнять поручения родителей, а о проявлении инициативы речь вообще не пойдет. Материальные поощрения должны быть по другим поводам. Например, хорошее окончание учебного года или удачное выступление на соревнованиях. При этом сами занятия ставятся во главу, и их ценность объясняется на примерах из жизни.
Не обесценивайте!
Домашние дела нельзя делить на легкие и трудные в процессе воспитания, особенно если в семье несколько детей. Например, если старший ребенок моет полы, а младший в это время выгуливает собаку, важно оценить труд каждого. Со временем, подростки и сами поймут отличия взрослых обязанностей от детских, но привычки будут уже привиты.
Кроме того, нельзя обесценивать сделанное ребенком, если он выполнял работу по дому в отсутствие родителей целый день, предвкушая мамино восхищение и папино одобрение. Уставшие родители могут не заметить «сюрприза» и этим обидят подростка. Еще горше подросток почувствует себя, если близкие отмахнутся от результатов его труда, мотивируя это тем, что их работа важнее.
Не делите домашнюю работу на женскую и мужскую!
Дети дошкольного и школьного возраста должны одинаково уметь выполнять дела, традиционно именуемые «женскими или мужскими». Когда в воспитании не учитывается этот аспект, тогда и появляются пары, недовольные семейной жизнью: муж, лежащий на диване, не считающий должным навести порядок в квартире, или жена-принцесса. Поэтому вопрос «Должен ли ребенок мыть полы, если он мальчик?» даже не обсуждается.
Наказания должны быть!
Речь не идет о физическом воздействии. Рукоприкладство и ремень — категорически запрещены! Нельзя практиковать постоянный запрет на сладости или развлечения, иначе неисполнение домашних обязанностей станет ассоциироваться у ребенка, особенно младшего возраста, с нелюбовью родителей к нему лично.
Наказания должны быть продуманными и не касаться оценки ребенка. Например, в воскресенье, семья собралась в зоопарк, но поход придется отложить, потому что вчера сын или дочь оставили беспорядок в квартире — маме и папе придется задержаться или совсем отменить поездку. Ребенок проигнорировал просьбу бабушки помочь на даче или кухне — вечером он будет ждать общения с любимым человеком, который никогда не оставлял его без сказки и удивительных историй перед сном, однако, из-за усталости бабушка пропустит ежедневный ритуал. Все причины изменения планов ребенку нужно объяснять.
Доверяйте!
Научив ребенка правильно выполнять то или иное дело, важно начать доверять ему. Беспокойства родителей понятны — нам всегда кажется, что сын или дочь нуждается в помощи, возможно, не справится с обязанностями или сделает хуже. Но, во-первых, это только кажется. Во-вторых, у родителей появляется свободное время, которого они были лишены долгое время и мечтали о нем, как о манне небесной.
Посвятите это время себе: посмотрите сериал, попробуйте новое косметическое средство, почитайте книгу, примите ванну, расслабьтесь, наконец! Конечно, контроль должен присутствовать, но в спокойном расположении духа домашняя работа, выполненная ребенком, воспринимается иначе. Полезно иногда практиковать и совместное «безделье», но такие случаи не должны становиться регулярными и частыми.
Создайте все условия для помощи и безопасной домашней работы!
Наступит момент, когда ребенок, желая порадовать близких, возьмется за выполнение домашних поручений в отсутствие родителей. Обычно, речь идет о старших школьниках, которых уже безопасно оставлять в квартире одних. О чем следует позаботиться:
Все инструменты для уборки должны находиться в свободном доступе: тряпки, швабры, пылесос. Естественно, ребенок должен уметь с ними управляться. Покажите, как правильно вынимать штепсель из электрической розетки, как дозировать моющие средства. Кстати, они не должны содержать опасных веществ.
Газовое оборудование для школьников младшего возраста должно быть под запретом. Разогревать пищу или готовить бутерброды к приходу родителей, лучше всего в микроволновой печи, предварительно научив ребенка правильному обращению с ней. Если подросток старше 13 лет уже умеет готовить несложные блюда, некоторые этапы приготовления совершают вместе и заранее: с вечера чистят картошку и другие овощи, готовят бульоны и прочие основы.
Если в доме есть собака, и ее выгул входит в обязанности ребенка, нужно приготовить все необходимое для прогулки заранее: сумку, поводок, намордник, и объяснить подростку, почему нельзя отпускать питомца на улицу одного.
Для похода в магазин за продуктами ребенку оставляют достаточную сумму и список покупок. Последний составляют заранее, объясняя, как лучше потратить деньги. В будущем, этот навык пригодится каждому в самостоятельной жизни.