Комплекс пассивного наблюдателя
Многие из вас, вероятно, слышали от учителей замечания в адрес своего ребенка. «Петя умный и способный мальчик, но на уроках как будто отсутствует, плохо работает, невнимателен». Мама старается влиять на дитя, разговаривает с ним, убеждает в том, что надо учиться и слушать учителя, даже обвиняет его в лени. Но не лень виновата, а то, что психологи называют комплексом пассивного наблюдателя.
Отчего появляется этот комплекс? Давайте разберемся. Большинство родителей стараются развивать своего ребенка, покупают ему энциклопедии, водят по музеям и театрам, посещают вместе с ним лекции и концерты, занимаются активной подготовкой к школе. Они хотят, чтобы их чадо пришло в школу подготовленным и много знающим. В итоге так и происходит. Первоклассник приходит в класс и ожидает, что ему будет еще интереснее, что каждый день будет приносить еще больше открытий, а получается все наоборот. Вот начинается урок письма. Учительница объясняет детям буквы и слова, потому что она обязана начинать с Азбуки, даже если половина класса уже давно умеет писать. Интересно это Пете? Конечно, нет! И он смотрит в окно, по сторонам, пытается поговорить с соседом по парте, вертится.
Следующий урок «Окружающий мир» вселяет мальчику надежду. Но и там Марья Ивановна объясняет давно известные истины: чем отличаются хвойные деревья от лиственных. Петя с удовольствием садится делать домашние задания, но раскрашивать листочки разным цветом ему тоже неинтересно, ведь в художественной студии он уже рисует с натуры целые пейзажи. А все, что дает учитель, гораздо быстрее и в более интересной форме можно узнать из журналов, телевизора или у родителей. Вот и получает ребенок комплекс пассивного наблюдателя, он уже уверен, что на уроках ему будет неинтересно.
Это удел не только хорошо подготовленных первоклассников и способных детей. Сама школьная программа рассчитана не на творческий процесс познания, а на пассивное запоминание. Если учитель не проявляет инициативы и не старается преподнести материал интересно, то есть расшевелить учеников, заставить их думать, то от комплекса пассивного наблюдателя не застрахован никто. Поэтому мы наблюдаем в большинстве школ такую картину: ребята с нетерпением ждут перемены, наспех бросая в портфель книжки и тетрадки, с шумным гомоном выбегают из класса. Это не простая усталость, а усталость из-за отсутствия интереса к занятиям. Чтобы его пробудить, нужно искать другую школу, где приветствуется неординарность и творческий подход. А это очень трудно сделать.
Комплекс пассивного наблюдателя опасен тем, что ребенок привыкает к такой жизненной позиции. Он и в институте будет также пассивно присутствовать на лекциях. А потом — на рабочем месте. Его главной задачей становится отбыть учебную или трудовую «повинность».
Комплекс неудачника
Это другая проблема, которая тоже начинается со школьной скамьи. В основном она касается детей, трудно привыкающих к новому коллективу, как правило, тех, кто не ходил в детский сад и не имел возможности свободно общаться с детьми во дворе, то есть чересчур опекаемых детей. Им тяжело вписаться в рамки новой для них школьной жизни со своими правилами и законами. Поэтому они очень настороженно воспринимают все, что происходит в школе. В то время как другие дети уже бойко общаются между собой, тянут руки на уроках и не боятся задавать учительнице вопросы, необщительный ребенок еще только присматривается, он робко отвечает на уроках, боится высказывать свои мысли, сомневается в собственных ответах и все больше молчит. Он понимает, что выделяется из коллектива, но чем дальше, чем труднее ему стать общительным и «своим» в классе. Ребенок чувствует себя не таким, как все, от этого еще больше стесняется, а если не находит контакта с учителями, то и вовсе рискует оказаться на последних ролях. Поэтому в его сознании появляются установки: «Я хуже всех», «Я ничего не умею, не могу», «У меня ничего никогда не получится».
Ребенок замыкается в себе, ищет одиночества, а на самом деле мечтает подружиться с ребятами и так же, как они, весело бегать на переменках. Но у него появляется ощущение, что с ним никто не хочет дружить, поэтому он вообще не выходит на переменки, а делает вид, что не доделал задание, собирает портфель, а сам думает: «Поскорее бы прозвенел звонок на урок». Его собственная парта во время урока становится для него самым безопасным уголком. Так проявляется синдром неудачника, который, если ребенку вовремя не помочь, закрепится на всю жизнь.
Комплексы «двоечника» и «отличника»
В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. В некоторых учебных заведениях этот критерий приобретает категорический характер: если ты отличник — то хороший, а получаешь тройки и двойки — значит, плохой. Поскольку в начальной школе учитель оказывает на детей колоссальное, почти гипнотическое воздействие, то и оценки, как основной показатель добродетели, делают учеников в глазах остальных ребят «плохими» или «хорошими».
Ярлыки, повешенные в школе, преследуют человека всю жизнь, делая ее невыносимой. Причем, «отличник» порой расплачивается за свои школьные успехи более высокой ценой, чем «двоечник». «Двоечник» понимает, что ему бесполезно стараться, все равно выше этого уровня ему не подняться, и продолжает жить по инерции без особого напряжения. «Отличник» же привык всегда быть на высоком уровне, изо всех сил держать эту планку. С самого детства его лишили права хоть в чем-то быть хуже других, но общественная оценка далека от оценок учителей, и когда такой «отличник» вырастет, он непременно столкнется с ситуацией где не он, а другой становится лучшим. Для «отличника» это будет тяжелым стрессом. Стремясь не за знаниями, а за тем, чтобы стать лучшим, он будет надрывать последние силы, но все равно ему будет трудно удержаться на этом уровне, ведь большая жизнь — это не класс.
«Двоечники» и «отличники» — заложники школьных оценок, которые всю жизнь будут зависеть от чужого мнения. А вот «троечники» свободны от этой зависимости, поэтому они как раз лишены всяких комплексов. Они сами определяют свои интересы, на них ничто не давит. Именно «троечники» очень часто добиваются больших результатов в жизни.
Конечно, не стоит пускать учебу ребенка на самотек и закрывать глаза на его успехи. Суть в том, чтобы оценки не стали главным критерием хорошего отношения к своему ребенку.
Комплекс недопустимости собственной ошибки
Получая хорошую оценку, ребенок слышит похвалу от учителя и от мамы, а если принесет тройку или двойку, то пощады не жди — ни от родителей, ни от учителей. Поэтому школьник с трепетом ждет приговора, когда учитель читает оценки за контрольную работу, или со страхом заглядывает в тетрадь, боясь, что допустил ошибки, за которые ему поставят «три». Так он начинает бояться не только плохих оценок, но и собственных ошибок. А чтобы их избежать, выбирает самые легкие пути. На контрольной работе есть дополнительное задание на сообразительность — его лучше не делать, чтобы не рисковать оценкой. На дом задана трудная задача — лучше посмотреть у «отличника», чем самому пытаться, уж он-то наверняка без ошибок решит. Так ребенок привыкает избегать новых путей, не доверять собственным мыслям, уходить от трудностей.
Именно так в школе ребенок приобретает комплекс недопустимости собственной ошибки, который будет .мешать ему всю жизнь. Человек с таким комплексом боится сделать неверный шаг, показать свои знания, «высунуться», оставаясь на самой низкой планке своих возможностей.
Комплекс «белой вороны»
Этот комплекс появляется у подростков в 12-16 лет. В этом возрасте им свойственна зависимость от коллектива. Они обязательно должны быть «как все», чтобы не выделяться из общей массы одеждой, играми и т.д. Если у большинства ребят в классе есть крутые мобильники, то ваш сын будет очень страдать из-за того, что у его телефона не та марка. Подростки очень трепетно относятся к своей личности. Им кажется, что их недооценивают, к ним придираются, поэтому каждое замечание или несправедливая с их точки зрения оценка вызывает у них бурю протеста. Подростки подозревают, что мир несовершенен и все время хотят убедиться в этом, видя несправедливость во всем, а окружающим людям приписывают несуществующее внимание к своей персоне.
Зависимость от мнения сверстников — очень опасная особенность подросткового возраста. Ведь далеко не все дети обладают хорошими человеческими качествами. Поэтому все зависит от того коллектива, в котором оказался подросток. Если в классе, где учится ваш ребенок, дети имеют возможность на каждые каникулы летать за границу, к школе их подвозят на «Мерседесе», а компьютер дома — последней модели, в то время как вы не можете обеспечить своего ребенка этим «джентльменским набором», то он будет себя считать «белой вороной». Вопрос «почему я не такой, как все» станет для него источником формирования комплексов неполноценности. В результате он будет бояться появляться в своем коллективе в «не такой» одежде, «не с таким» мобильником. Стресс, который подросток получит в результате своего несоответствия принятым в его окружении нормам, будет проявляться в разной форме — от замкнутости до агрессии.
Самый лучший выход — создать подростку атмосферу, в которой бы он чувствовал себя адекватно. Попробуйте сменить школу, посоветуйте ребенку записаться в спортивную или другую секцию, где не отдается предпочтение одежде и аксессуарам, а ценятся те качества, которые есть у вашего сына или дочери, например, ловкость, смелость, умение рисовать, вязать, знание литературы, истории, информатики и т.д.
Итак, комплексы, которые дети выносят из школы, нередко остаются с ними на всю жизнь. И с этим очень трудно бороться, ведь изменить круг общения мы часто не в состоянии — школьная система обучения почти везде одинаковая. Но отчаиваться не стоит, ведь и от родителей многое зависит. Если вы видите, как страдает ваш ребенок в школе, переведите его в другую, но будьте более трепетны в выборе учебного заведения и учительницы, если сын или дочь учатся в начальных классах.
Не всегда требуются столь кардинальные меры, ведь проблема может быть в самом ребенке, в его неординарности. Тогда возможно домашнее обучение или обучение экстерном. В некоторых городах даже есть специальные школы-экстернаты. Прежде чем остановить выбор на системе обучения, вам нужно правильно понять своего ребенка: что явилось источником нервного напряжения.
Есть и еще один способ избавления от комплексов, которые подстерегают дитя в школе. Нужно просто «разбавить» его школьное общество занятиями в других секциях и кружках. Попадая в разные коллективы, ребенок будет чувствовать себя нужным и интересным людям. Чувствуя интерес ребенка к занятиям, другие педагоги и тренеры наверняка увидят в нем то хорошее, что не рассмотрели учителя, и это вновь поднимет его самооценку. Комфортной атмосферой творчества и спорта будет нейтрализовано отрицательное воздействие школы, и комплексы не смогут укорениться в душе ребенка.
Автор: Нина Башкирова