В начале славных дел
Первый класс
Начало первого школьного года (примерно 6 месяцев) непростой для всех ребят период привыкания к новой жизни и к новой роли. Если этот условно-испытательный срок миновал, а у малыша сохраняются серьезные проблемы, возможно, хищный зверек по имени комплекс уже запустил в него свои коготки.
Современные первоклашки обычно приходят в школу хорошо подготовленными в интеллектуальном отношении они уже умеют писать, читать и считать, знают (или думают, что знают!) множество самых разных вещей. И вот тут их подстерегает первая проблема — им начинает казаться, что их не научат здесь ничему новому, а разную полезную с их точки зрения информацию они запросто получат в других местах (с экрана телевизора, из компьютерных игр, разговоров дома и на улице). Если в такой момент не заинтересовать школьников содержанием учебной программы — а с этим педагогам нечасто хочется возиться! — так и останется у них на всю жизнь комплекс пассивного наблюдателя, который вынужден присутствовать на учебном (потом — рабочем) месте, но «во всех этих играх» не участвует, ничем не увлекается и ждет не дождется звонка на перемену.
Другая проблема — неумение некоторых малышей, привыкших к дошкольной вольнице, вписаться в жесткие рамки школьной жизни (особенно тяжело приходится тем, кто впервые попадает в детский коллектив). Не получается контакта с учителями — педагоги склонны считать таких детей ленивыми, плохо воспитанными, неспособными, а те просто не могут понять, что от них требуется. С одноклассниками тоже дружба не складывается. Появляется страх общения, ощущение, что другие ребята не хотят с тобой играть. Если в дальнейшем эти чувства будут прогрессировать — вот и классический комплекс неудачника, стремящегося к одиночеству. Такие дети в школе больше всего боятся переменок, когда приходится выбираться из своего безопасного угла и оказываться среди шумных, уверенных в себе сверстников.
Эх, тройка, птица-тройка!
Второй класс
Главное оружие школьного учителя — оценка. Это мера всех вещей, единственный показатель успеха или провала. За «пятерки» хвалят и ставят в пример, за «двойки» вызывают родителей, «троечников» уговаривают подтянуться. Получая назад свою домашнюю или контрольную работу, ребенок больше всего боится увидеть в тетради многочисленные исправления беспощадным красным цветом и в итоге плохую оценку, а значит он всегда будет подсознательно избегать новых непроверенных способов решения, собственных мыслей, дополнительных заданий. Отсюда «растут ноги» у комплекса недопустимости ошибки, когда человек всю жизнь боится сделать неверный шаг, «высунуться», показать, что чего-то не знает.
«Двоечник» и «отличник» — эти ярлыки, повешенные в школе, часто остаются на всю жизнь. И неизвестно, какой больше может эту жизнь отравить... «Двоечник» уверен, что ему и «барахтаться» бесполезно, все равно он ничего не достигнет и «выше себя не прыгнет» — таким мыслям немало способствуют некоторые учителя, ставящие оценки исключительно по инерции. А «отличник» всю жизнь лезет из кожи вон, чтобы оправдать ожидания общественности и не уронить свое «знамя», тащить которое уже иногда и сил нет, да и не нужно оно никому... Это самые зависимые от чужого мнения люди: они привыкли работать на публику, их основное занятие — зарабатывание очков. А вот как раз «троечники», как правило, наиболее устойчивы к возникновению комплексов — они свободны от «оценочной» зависимости, у них свои приоритеты и интересы.
Конечно, все родители в глубине души мечтают, чтобы их любимое чадо хорошо училось, но для ребенка лучше, чтобы хотя бы в семье от него не требовали «пятерок» по всем предметам.
В некоторых скандинавских школах разрешается ходить по классу и разговаривать друг с другом во время урока и вообще нет системы оценок. Дети там не боятся высказывать свое мнение и вырастают более раскрепощенными и открытыми.
Ах, какое блаженство знать, что я совершенство!
Пятый класс
Комплексы проявляются по-разному, и совершенно не обязательно человек при этом считает, что он чем-то хуже других, случается и наоборот — он кажется себе самым лучшим, исключительным, сверхполноценным, и вся жизнь его проходит в печальном недоумении: почему же окружающие этого не замечают?! А истоки подобной завышенной самооценки нужно искать в школьном возрасте.
Бывает, в младших классах ребенок успевает по всем предметам, хорошо себя ведет, громко читает стихи — просто подарок для учителя, который начинает постоянно хвалить его и ставить всем в пример. При переходе в среднюю школу меняется система требований, приходят новые педагоги, которым некогда искать подходы к каждому ученику. И если при этом у бывшего «успешника» никаких выдающихся способностей нет или они глубоко спрятаны, возникает серьезный внутренний конфликт. Он привык «быть первым и лучшим», а теперь «не тянет», не справляется, становится таким же, как все, а то и отстающим...
Наученный сладким опытом успеха, снизить уровень своих притязаний такой ребенок уже не хочет, а быть и дальше «впереди планеты всей» не может по объективным причинам. Психологи называют это тягостное, тревожное, напряженное состояние аффектом неадекватности. Такие дети часто становятся завистливыми, не радуются чужим успехам и всеми силами стараются избегать «острых» ситуаций — например, «заболевают» перед контрольными и экзаменами.
Чтобы не выработать у ребенка подобный комплекс завышенной самооценки, нужно не перехваливать его чрезмерно и всегда оценивать только конкретный результат («Ты хорошо подготовился к диктанту!» вместо «Да у тебя же абсолютная грамотность!»). Если аффект неадекватности уже сформировался, ни в коем случае нельзя «ломать» подростка негативными критическими заявлениями («Ты не умеешь», «Не знаешь», «Хуже всех»), а надо найти ту область, где он действительно лучше, способнее других.
Конечно, вырастить гармоничную незакомплексованную личность в условиях нашего фронтального обучения очень сложно. По некоторым данным, в каждом классе есть 10-15 детей, нуждающихся в индивидуальном подходе Но сейчас родители могут выбирать среди все большего разнообразия педагогических систем демократичную обстановку и дифференцированное обучение, что поможет ребенку избежать многих «ловушек».
Нет правды на земле...
Седьмой класс
В подростковом возрасте (13-17 лет) — дети (сами уже не считающие себя таковыми) наиболее уязвимы, любят «копаться» в себе и приписывать окружающим повышенное внимание к собственной персоне. Подростку кажется, что он «живет на сцене». С 6-7-го класса самым значимым становится мнение сверстников, которые, к сожалению, не всегда добры и справедливы. В этом возрасте ребенку очень важно «быть, как все», иметь то, что есть у всех, ездить туда, куда ездят все... Коллектив диктует все — от прически до марки мобильного телефона, и горе «белым воронам», не имеющим возможности соответствовать.
Детские переживания «у всех есть, а у меня нет» — мощный источник формирования различных комплексов — от боязни появляться в обществе не в том «прикиде» до буйной агрессии. Но здесь очень многое зависит от атмосферы в конкретном учебном заведении, от принятой там системы ценностей и позиции лидеров класса. Иногда единственный выход — смена класса или школы.
В отношениях же с педагогами к 7-8-му классу на первое место выходит проблема учительской несправедливости. Каждая незаслуженная (с точки зрения подростка) отметка (неважно, хорошая или плохая, чужая или своя) — маленький кирпичик в фундамент мощного комплекса искателя правды, уверенного, что кругом царят ложь и произвол. Отсюда два пути — человек или чувствует себя жертвой «общемирового заговора» и постоянно «рвется в бой» с криком: «Они все заодно, но я им все выскажу, я всех защищу!», или принимает на всю жизнь пассивную позицию вечной жертвы несправедливых людей и обстоятельств: «Все равно ничего не докажешь...»
Конечно, учителя действительно не всегда объективны, завышают или занижают отметки, но нужно научить ребенка не делать из отметок трагедии. Во-первых, у детей свои критерии оценок, и тоже далеко не всегда правильные (родители, считающие, что «все то вздор, чего не знает Митрофанушка», оказывают своим чадам плохую услугу). Во-вторых, учитель — живой человек и может добросовестно заблуждаться или хотеть «вытянуть» из ребенка больше знаний, чем тот расположен отдать. И есть, конечно, необоснованно придирчивые педагоги, но это еще не повод для установки «Весь мир несправедлив!».
Статья подготовлена по материалам журнала «Здоровье».