Конечно, самое главное — это обеспечить физическую и психологическую безопасность. Поэтому в правила «как нельзя» важно включить пункты, которые позволят избежать риска причинения вреда себе и другим. Первое, что приходит в голову: нельзя выходить на дорогу одному, подходить к горячей плите, засовывать пальцы в розетку и так далее. Как сформулировать правила? Во-первых, по возможности исключите из пространства, в котором находится ребенок, опасные для него вещи: лекарства, химические средства, острые предметы. Во-вторых, стоит определиться, что именно вы считаете опасным, а что готовы разрешить ребенку. Эти пункты могут делиться на две группы — никогда нельзя и можно вместе со взрослым. Родители и другие близкие, которые воспитывают ребенка, должны определить это сами, и только потом вводить правила. В-третьих, взрослым важно договориться между собой, создав единый список правил, так ребенку будет легче их усвоить и соблюдать. Необходимо учитывать возраст и умения ребенка, в зависимости от этих параметров запрещенные правила для детей и те, что разрешены, будут разными. Последний пункт — постараться сформулировать правила без частицы «не», чтобы они звучали как инструкции к действию, что именно делать НАДО, а не что НЕЛЬЗЯ. Например, вместо «нельзя переходить дорогу одному» можно сказать «дорогу переходи только за руку со взрослым».
При этом не надо запрещать ребенку слишком многого, иначе повседневная жизнь может превратиться в очень скучный упорядоченный набор действий, где нет места детской свободе. Подумайте, что для вас действительно важно, а с чем можно примириться. Шумные игры утомляют взрослых, но в них можно играть на площадке или в парке. Дома на обоях рисовать нельзя, но можно расстелить бумагу на полу и рисовать там, или рисовать красками на кафеле в ванной, так как потом можно будет легко привести квартиру в первозданный вид.
К сожалению, часто можно услышать запреты, касающиеся естественных проявлений ребенка. Например, «нельзя плакать» или «нельзя злиться на маму». Почему нельзя детям запрещать испытывать эмоции? Психологи отмечают, что эмоции — это естественный психофизиологический процесс, реакция всего организма на события, которые происходят во внешнем и внутреннем мире. Все мы испытываем эмоции. Более того, эмоция — важный сигнал о том, что происходит. И глухота к своим эмоциям может помешать принять правильное решение, избежать опасности, эффективно общаться и в целом адаптироваться к миру. Поэтому важно учиться грамотно обходиться с эмоциями — чувствовать их, называть словами и при этом искать приемлемые способы их выражения, которые не наносят вреда себе и другим.