Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Все игры с песком условно можно разделить на три направления:
-обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
-познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
-проективные (с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации ребенка мы используем игры, направленные на развитие мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния ребенка. В нашем детском саду мы используем песочницу квадратной формы: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Мы занимаемся с небольшими подгруппами детей (4-5 человек), что вызвано необходимостью обеспечения безопасности детей. Мы используем сухой, чистый песок. Кроме формочек, лопаток, совочков, у нас имеется коллекция небольших игрушек и предметов (фигурки животных, машины, геометрические фигуры).
Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать нам о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Создавая рисунки из песка, ребенок выражает свои эмоции, снимает напряжение. Мы получаем возможность увидеть внутренний мир ребенка в момент игры.
Мы выполняем в песочнице разнообразные упражнения: «Отпечатки наших рук» (мы с детьми по очереди делаем отпечатки кистей рук): необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям (песок прохладный или теплый, сухой или мокрый); «Отпечатки кулачков»(спрашиваем у детей на что похоже: цветок, солнышко, ежик). «Шаги пальчиками»( просим детей «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук); «Игра на пианино» («играем» пальцами по поверхности песка, как на пианино); «Следы невиданных зверей» (оставляем следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазируем вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д.) Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. Таким образом, в играх с песком проявляется естественная активность ребенка.