Развитие эмоционального интеллекта у детей — это интересная и непростая задача. Чем младше ребенок, тем больше игры и развлечения требуется включать в обучение. Поэтому существует ошибочное мнение, что до школы этим и не стоит заниматься, ведь малыши плохо формулируют свои мысли, часто с трудом оценивают причинно-следственные связи, обладают небольшим словарным запасом.
А как на самом деле?
Ну, во-первых, давайте договоримся, что эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста есть. Он не равен взрослому, но выполняет свои основные функции — например, подсказывает ребенку, что с ним происходит. А посему и работать с ним необходимо с самых ранних лет.
Называйте свои чувства и чувства ребенка
Пусть малыш знает, что бывают разные эмоции, и что их можно испытывать. Если ребенком овладели эмоции, которые принято считать отрицательными (злость, обида, грусть), важно дать ему приемлемые способы выражения этих чувств: сообщить, что ты их испытываешь, пойти побить подушку, запросить поддержку (объятия и т.д.), побыть одному. Обратите внимание, какие свои эмоции вы называете и признаёте, а какие стараетесь скрыть. Скорее всего, ребенку будет сложно называть и признавать те же эмоции, что и вам.
Обсуждайте с ребенком мультфильмы и сказки
Посмотрите или прочитайте вместе небольшой отрывок мультфильма/книжки, а затем устройте небольшое обсуждение. Вопросы, которые можно задать ребенку:
Что почувствовал персонаж, когда ...
Как ты понял, что он это почувствовал?
А когда ты испытываешь это чувство?
Что делать, если ты его испытываешь?
Обсуждение чужих переживаний иногда воспринимается детьми как более безопасное, не нарушающее их границ. А ещё оно позволяет ускорить развитие эмпатии у детей.
Разыгрывайте эмоционально окрашенные сценки с игрушками
Чтобы приблизить обсуждение эмоций к жизни, предложите ребенку вместе поиграть в куклы (или другие игрушки, которые любит ребенок). Предлагаю вам смоделировать в игре какую-либо ситуацию, где, на ваш взгляд, ребенку требуется помощь, чтобы понять и совладать с эмоциями. Пусть одна из игрушек (которой играете вы) окажется в подобной ситуации, а игрушка, которой играет ребенок, будет ей помогать. Так ребенок окажется в сильной позиции, получит позитивный опыт преодоления трудности. На этот опыт вы сможете ссылаться позже, когда трудности вновь возникнут.
Разговаривайте с ребенком перед сном
Еще предлагаю вам ввести в традицию обсуждать перед сном то, как прошел у него и у вас день. Что за день было самого веселого/бесящего/удивительного/страшного/... Такое подведение итогов дня помогает успокоиться и перейти ко сну.
Таким образом, формирование эмпатии у детей дошкольного возраста можно ускорить с помощью игровых методик.