Иногда инициатором отдельного сна ребенка выступает отец, который устает от необходимости делить пространство с малышом или от того, что у них с женой совсем не остается времени побыть только вдвоем. В таких случаях мы обсуждаем внутреннюю готовность обоих взрослых — отца и матери — к такому важному этапу взросления ребенка. Бывает, что кто-то из взрослых не готов, например, он переживает, что если ребенок повзрослеет хоть чуть-чуть, то у него пропадет необходимость в родителе, и этот родитель почувствует себя ненужным, лишним. Тогда мы обсуждаем именно это чувство своей ненужности, ищем, как снова вернуть себе ощущение собственной ценности. И тогда и ребенку становится проще спать отдельно — он больше не должен быть все время рядом с родителем.
На консультациях мы часто обсуждаем и то, как работает наше внимание. Например, что родители иногда только ругают, если ребенок пришел к ним спать вместо того, чтобы ночевать отдельно. И забывают похвалить, когда всю ночь ребенок был в своей комнате или кровати. Смещение фокуса внимания на успех может помочь малышу. Отмечайте его успехи — можно приклеивать на календарь звездочки на те дни, когда у ребенка получилось переночевать самому, можно сделать какую-то картинку (например, дерево без листьев и т.д.) и постепенно заполнять её наклейками (тоже за успешные ночи), чтобы у ребенка перед глазами была своеобразная карта его успехов.
В процессе подготовки помогают и ритуалы — такие последовательности действий, которые бы повторялись по возможности каждый вечер. Например, всегда в 20.30 ребенок бы шел чистить зубы, переодевался в любимую пижамку, укладывал спать плюшевого медвежонка, вместе с мамой или папой зажигал фонарик, а затем слушал книжку и засыпал. Такой ряд действий помогает мозгу переключиться, дает сигнал, что скоро сон. Чтобы в этот момент помогать малышу еще и воспитывать самостоятельность, можно сделать картинки с изображением этих действий, с которыми ребенок мог бы сверяться и каким-то образом отмечать, какие действия он уже выполнил, а какие еще нет.
Консультация как подготовить ребенка ко сну нередко начинается с вопроса «А как вы засыпали в детстве?». Вместе с родителями мы обсуждаем, какие были традиции в их семье, что помогало засыпать, а когда требовались какие-то дополнительные действия. Дети часто повторяют поведение родителей, даже если не знают об этом, поэтому и способы помочь заснуть могут работать те же, что и у предыдущего поколения. В таких обсуждениях у взрослых появляются идеи, которые потом они реализуют уже вместе со своим ребенком.
Педагог-психолог - Александрова Зоя Ивановна и воспитатель - Пыхтина Наталья Александровна МБДОУ д/с № 35 г. Белгорода